В минувшую субботу Лариса Луппиан отметила юбилей. В родном Театре имени Ленсовета она играет главные роли в нескольких спектаклях. На радость зрителям, актриса не пренебрегает съемками в кино и сериалах. У нее, жены Михаила Боярского и матери Лизы и Сергея, журналисты обожают спрашивать, в чем секрет семейного счастья. Наш корреспондент Полина ВИНОГРАДОВА сразу обещала Ларисе ЛУППИАН такие вопросы не задавать.
- Лариса Регинальдовна, какие роли из всех вами сыгранных были самыми значимыми и как-то на вас повлияли?
- Первой моей крупной ролью была Даниэль в спектакле «Двери хлопают» Мишеля Фермо (1972 год. - Прим. ред.). Я в последний момент еще студенткой вошла в этот яркий спектакль, бесстрашно сыграла героиню, хотя мне было всего девятнадцать лет. Тогда я и связала свою жизнь с Театром Ленсовета. У нас вообще весь курс был очень талантливый - первый актерский набор Игоря Петровича Владимирова. Я играла много, например, в спектаклях по пьесам Александра Вампилова. Игорь Петрович был один из первооткрывателей этого уникального драматурга. Много доброго связано у меня и с детским репертуаром - Принцесса в «Трубадуре и его друзьях», Герда в «Снежной королеве». Значимой была главная роль в остросоциальном спектакле «Свободная тема» о девочке-школьнице, которая ищет правду и сопротивляется лжи.
Потом у меня какое-то время не было ролей, я очень переживала. Мне показалось, что Игорь Петрович перестал меня «видеть», и я ушла в Театр ленинского комсомола, но через два года вернулась обратно. К счастью, родной театр меня хорошо принял. Почти все любимые роли я сыграла в спектаклях Олега Левакова. Режиссер, не обласканный критикой, он умеет делать пронзительные и душевные спектакли, которые очень нравятся артистам и публике. Большое значение для меня имела роль Бланш Дюбуа в пьесе «Трамвай «Желание» Теннесси Уильямса.
Я со студенческих лет мечтала об этой роли и, когда поняла, что годы идут и мечта может не сбыться, попросила Игоря Владимирова утвердить постановку этой пьесы. Единственный раз обратилась к нему с просьбой! «Трамвай «Желание» только в прошлом году сошел с репертуара просто потому, что мы далековато вышли из возраста наших героев. Знаменитые спектакли «Смешанные чувства» и «Интимная жизнь» тоже поставил Олег Леваков. Своей удачей считаю Марту в спектакле Василия Сенина «Кто боится Вирджинии Вулф?» в театре «Приют Комедианта»...
Как ни парадоксально, чем старше я становлюсь, тем более интересные роли мне достаются. И теперь в Театре Ленсовета у меня много значимых ролей - в прошлом году сыграла Гурмыжскую в спектакле «Лес» по Островскому. Я очень благодарна театру, что здесь в меня верят. В апреле должна состояться премьера спектакля нашего главного режиссера Юрия Бутусова по пьесе Ингмара Бергмана «Осенняя соната», где я буду играть Шарлотту. Уже идут репетиции.
- Какой спектакль этого сезона произвел на вас впечатление?
- Одно из последних впечатлений - «Коварство и любовь» Льва Додина. Он сделал современный спектакль о нашей жизни, используя текст Шиллера.
- Вы чувствуете ответственность перед публикой, которая приходит в Театр Ленсовета, чтобы посмотреть на Ларису Луппиан?
- Я знаю, что к нам народ приходит ради знаменитых актеров - Анны Ковальчук, Семена Стругачева, Артура Вахи и, разумеется, Михаила Боярского и Сергея Мигицко... Про себя ничего сказать не могу - возможно, кто-то приходит посмотреть на Ларису Луппиан. Моя известность в большей степени театральная, чем киношная. Эта известность далась нелегким трудом.
- Но вы не возражаете против антрепризы и сериалов.
- Я играю только в одном антрепризном спектакле - «Интимная жизнь». Он был поставлен Олегом Леваковым по нашей с Михаилом Боярским инициативе. Постановка идет уже восемнадцать лет - рекорд для антрепризного спектакля. Публика все еще жаждет нас видеть, хотя мы уже не соответствуем возрасту своих героев. Наверное, существует высшая театральная правда - не такая, как в кино, где нужна полная достоверность, а правда театра, которая идет изнутри. Мы играем искренне, от всей души, и нам верят.
- Сейчас театральное сообщество активно обсуждает судьбу репертуарного театра. У вас какие мысли на этот счет?
- Наша страна консервативна, и будет очень трудно поменять что-то в театральной жизни. Все-таки репертуарный театр - очень хорошая форма существования, сохранения и развития театрального искусства. Но мне кажется, что труппу и руководителей нужно перевести на контрактную основу. Тогда молодые актеры, которые нередко жалуются на невостребованность, задумаются, стоит ли им заниматься этим неприбыльным делом. Они еще смогут себя найти. Из множества актеров, которых выпускает Театральная академия, только два процента по-настоящему талантливые.
- Новое поколение артистов сильно отличается от ваших сверстников?
- Да, молодые актеры чувствуют себя более раскованными, они много снимаются, ставят свои спектакли, участвуют в корпоративах. У них есть желание и возможности заработать много денег. Они отличаются от нас предприимчивостью, готовы работать сразу в нескольких театрах, играть в антрепризе, чтобы обеспечивать семью. Я считаю, это хорошо - чем больше работы, тем лучше. Но нельзя опускаться до уровня безвкусицы.
- Однако в любом случае им приходится потакать публике.
- Что поделаешь, надо подстраиваться. Но я повторюсь: нельзя потакать пошлости, которую насаждает телевизор. Театр все еще возвышенное искусство, не массовое, и он должен учить зрителя чему-то главному. Потребность в подлинном искусстве у зрителей всегда была, есть и будет.
- Каких пьес вам не хватает на современной сцене?
- Я люблю западную классику, особенно комедии Эдуардо де Филиппо и пьесы Бернарда Шоу. Многие великие драматурги описывали жизнь маленьких людей, которые находятся в затруднительном положении. Мне кажется, современные зрители боятся негатива. Например, в нашем театре идет изумительный спектакль «Смерть коммивояжера» и не могу сказать, что он пользуется успехом у публики. Подозреваю, что слово «смерть» людей отпугивает. Их можно понять - они так устают на работе, им хочется хотя бы в театре отдохнуть. Наша петербургская публика любит московские антрепризы, идет на громкие имена и всегда предпочтет раскрученный московский театр местным спектаклям, несмотря на то что нередко качество наших спектаклей гораздо выше. В Петербурге плохо развит институт менеджмента - преподнесения того или иного искусства. Надо создавать связь между театром и зрителем.
- Какие свои качества вы постарались передать дочери Лизе? Случается, что вы смотрите на дочь и думаете: «Как же она похожа на меня в молодости!»?
- Многие считают, что мы похожи. На самом деле Лиза сильная и темпераментная (все-таки у нее отец д,Артаньян!). Она прошла школу Льва Додина, где все было направлено на раскрытие нутра, все было на пределе, своего рода шоковая терапия. У нас в театре проникновение в пьесу проходит более щадящими способами. Лиза - абсолютная героиня, я же героиня поневоле. Скорее инженю, характерная, лирическая. Нас объединяет самозабвенная любовь к театру. Мы обе счастливы, если роль насыщена эмоциями, переживаниями, страданиями. При этом стремимся, чтобы в личной жизни все было гармонично и спокойно.
- Сложно было достичь компромисса между карьерой и семьей?
- Как бы женщины ни убеждали себя в обратном, испокон веков заведено, что женщина должна создать семью, обустроить дом. И ста лет не прошло с тех пор, как женщины отстояли свое право на карьеру, но, раз уж нам так захотелось работать и быть материально независимыми, надо как-то совмещать две роли. Ничто не заменит женщине счастливую семью. Другое дело, что обязанность мужчины - разделить с ней ответственность.
- Женщину сильно меняет появление внуков?
- Внуки тут ни при чем. Я знаю много молодых бабушек, к которым обращаются «девушка». Скорее мы просто меняемся с возрастом. Приходит понимание того, как быстро летит время, все в человеческой жизни чередуется. Появилось осознание быстротечности жизни. Мы становимся более покорными, уравновешенными. В молодости, когда еще все впереди, хочется большего, пробуешь и ошибаешься, а в зрелости хочется только совершать что-нибудь хорошее. Совершил хорошее - и чувствуешь благодарность, что представилась такая возможность. Я теперь более покладистая перед Богом и смиренная перед жизнью. Бороться не хочется. Пусть будет, как будет.
- А раньше много приходилось бороться?
- Я не борец. Считаю, что нужно максимально хорошо делать то, что от тебя требуется, и идти в открытые перед тобой двери. Тебе дается работа, и пусть ты достоин лучшего, но добросовестно поработай там, где представилась возможность. И в другой раз тебе доверят больше. В сущности, жизнь справедлива - не бывает такого, чтобы большой талант был не востребован. Талантов мало, их всегда не хватает. Не стоит ни на кого обижаться. Проживи достойно ту жизнь, которая тебе дана.
Полина ВИНОГРАДОВА
|