Top.Mail.Ru

Сила Тела

Мария Кингисепп,- «Инфоскоп», 2018, № 250, июль

«Тело Гектора» — это не тело человека и не имя героя пьесы Аси Волошиной и спектакля Евгении Богинской, поставленного на Малой сцене Театра им. Ленсовета. Это название урагана, который вскользь упоминается в разговоре. Но с именами в этой истории вообще «все сложно» (есть такой статус в соцсетях). Композитор, например, прописан как творческий псевдоним в компополитическом стиле: Sasha Raskin. Что ж, имеет право (в том числе авторское). Музыкант, играющий на редком инструменте виола да гамба, зовется Олюшка Тихая. Как это мило. У главных действующих лиц вместо фамилий — первая буква, зато указаны имена и отчества: Елена Валерьяновна А. (Анна Алексахина) и Аркадий Николаевич К. (Александр Новиков). Не для протокола, не анкетные данные, зато с почтением обозначены — и отпущены всяк в свою органику. Первая — как бы режиссер-манипулятор (Спектакль ставит или фильм снимает? Судьбы вершит или жизни учит?) Ответ щедро отдан на откуп зрителю: кто-то в героине психолога увидел, а кто-то и вовсе самого черта). Второй — меланхолик-интеллектуал, мужчина средних лет в глубокой депрессии (которая подряд роль Новикова про кризис среднего возраста: впору мастер-классы давать), который уже ничего и никого не хочет, а только задумал тихой сапой, под шумок урагана, свести счеты с жизнью. Он себе уже все доказал, и ему смертельно скучно. Тут, разумеется, в дело энергично и «непредсказуемо» вмешивается здравомыслящая и здоровая (кровь с молоком!) молодость в лице прекрасной Маргариты (Анна Жмаева). По поводу имени и характера барышни ассоциативный ряд у голове интеллигентного зрителя возбужденно торжествует: собирательный образ поистине всеобъемлющ. Но вместо того, чтобы склониться к вампиловской «Утиной охоте» или булгаковскому «Мастеру», действие устремляется в элементарный наив или претендует на нуар. Разочарованный пессимист не доверяет женщинам (да что там — человечеству), преисполнен цинизма и остается бесчувственным даже в объятиях неискушенной красавицы, не говоря уже о красавице зрелой и опытной. Антуража добавляют и вышеупомянутая виола, и пение в микрофон, и этюдные разминки (в этом недавняя студентка Жмаева предсказуемо «переигрывает» своих старших партнеров), и россыпь цитат из древнего культурного слоя и нынешней окружающей действительности, и использование видеокамер, и крупные планы, и титры на экране. Все, что в тренде, у «Тела» наличествует, вплоть до камушков: пляжная галька (герой идет купаться и намерен утонуть), и время собирать разбросанные камни. Слишком просто и предсказуемо? Это вопрос восприятия. Если «бодры» говорить бодрее, а «веселы» — веселее, то спектакль превращается в stand-up комедию. Но и это не главное. Магия места ленсоветовской малой сцены из чего угодно сделает Его Величество ТЕАТР. Здесь одной мыслью можно вызывать дух Владимирова, Пази и иже с ними. Пространство настолько намоленное, наэлектризованное, что вся творческая мощь студий и лабораторий производит диффузию в густом воздухе, который можно ложками есть. Чем все, кто здесь ставит и играет, и занимаются с упоением и с большим аппетитом. Мария Кингисепп