9 июня 2022 года на Малой сцене Санкт-Петербургского Государственного Академического Театра имени Ленсовета состоялся показ спектакля «Шутки Достоевского» режиссёра Марии Романовой по мотивам рассказов Фёдора Достоевского «Чужая жена и муж под кроватью» и «Скверный анекдот».
Премьера спектакля прошла 20 октября 2021 года и была приурочена к 200-летию Фёдора Михайловича Достоевского.
Это потрясающий спектакль!
В нём крайне скромная сценография: только 4 стула, совсем немного реквизита и небольшой видео-фон позади. Но всего 4 актера сумели так разыграть оба рассказа, что в воображении оживали все места событий вплоть до запахов. И это просто невероятно! Талант актёров и превосходная работа художника по свету Андрея Лебедя — и вот мы уже в центре Петербурга 19 века.
Спектакль сыгран по ролям, в жанре так называемой перформативной читки. Такой театральный ход, уважение к авторскому материалу, камерность Малой сцены и максимальное внимание к игре артистов, с одной стороны, делает постановку лёгкой и изящной, а с другой — невероятно живой, потому что на каждом показе спектакля остаётся место для экспресии.
Немного неожиданные произведения в жанре гротескного водевиля и острой комедии от мастера тонкого психологизма, выбранные в основу спектакля, заставляют задуматься о том, что Достоевского-автора нужно срочно перечитывать в более расширенном, чем мы привыкли, формате.
Первое действие с рассказом «Чужая жена и муж под кроватью» заставляет смеяться до слез! История ревнивого мужа в стремлении поймать супругу на «горячем» гипертрофирована до максимума настолько, что её реальность ставится под сомнение. Но, если вспомнить, что идея-фикс полностью завладевая сознанием, заставляет людей доводить все до абсурдного предела, то удивляться перестаешь.
Второе — «Скверный анекдот», более социально-ориентрированное, хотя также поданое под соусом комедии, но с большим оттенком трагизма. Речь в ней идёт о молодом генерале, который стремился к ещё большей власти, но при этом был настолько не уверен в своём праве на эти регалии, что попал не в самую приятную ситуацию. Жажда власти всегда приводит к потере самого себя, что в прямом, что в переносном смысле. И здесь это было прекрасно разыграно.
Палитра переживаний героев в спектакле невероятно разнообразна. За одно действие история так резко меняла форму, фактуру, звучание и даже перевес главенства героев, будто зрители находятся на американских горках. В итоге зрители или смеялись до слез, или сидели с открытым ртом, потому что то, что происходило на их глазах было сродни чуду и наглядно показало, насколько люди соскучились по классическому театру.
Да, безусловно, тандем любимцев публики народного артиста России Сергея Мигицко и народного артиста России Евгения Филатова делает этот спектакль особенным и фееричным. Но молодые актёры — Надежда Федотова и Александр Крымов ничуть не отстают от «мастодонтов» театральной сцены. Все четверо за один спектакль сумели сменить по несколько ролей, но были настолько органичны в этом, что это доставляло просто невероятное удовольствие! БРАВО!!!
Это настолько «вкусный» спектакль, что на него видимо надо сходить не один раз, чтобы не пропустить ничего в игре каждого из них. Этот спектакль надо обязательно увидеть, потому что мимика, жесты, харизма, позы и тембр голоса актеров — это что-то потрясающее!
И это, наверное, единственная постановка, при просмотре которой я ловила себя на ощущении, похожем на погружение при чтении книги, потому что все образы оживают в твоей голове так, будто ты реально перелистываешь страницы.