Top.Mail.Ru

«Шутки Достоевского» - новый взгляд на классика

Надежда Кокарева,- «Театр +», 2021, № 16, октябрь

Театр им. Ленсовета в год 200-летия Ф. М. Достоевского предлагает зрителям уже вторую премьеру по произведениям писателя. «Сумрачный гений русской литературы» - привычное со школьной скамьи определение, и именно таким принято представлять Федора Михайловича. Режиссер Мария Романова взглянула на классика по-новому.

- Название вашего нового спектакля – «Шутки Достоевского». Если честно, выглядит оно абсолютным оксюмороном. Как появилась идея этой постановки?

- Этот спектакль рожден из проекта «Связь времен», которым я занималась в течение года. Идея его принадлежит Ларисе Регинальдовне Луппиан, и я очень благодарна ей за эту возможность погрузиться в классику. Тогда мы с артистами прочитали в прямом смысле слова многие классические произведения, и особый отклик у зрителей получили именно рассказы Достоевского «Скверный анекдот» и «Чужая жена и муж под кроватью». Нам удалось вскрыть для себя удивительную саркастическую природу Достоевского. В работе «Шутки Достоевского» передо мной была прекрасная задача – показать эту природу. Мы часто забываем, что даже в больших и серьезных произведениях Достоевского столько юмора, он стремится внешне забавные обстоятельства довести до абсурда, что вкупе с острыми, тончайшими наблюдениями автора за внутренней психологической жизнью дает удивительный эффект, благодаря которому, мне кажется, каждый из нас в этих героях может узнать себя. Когда мы показывали эскизы по рассказам Достоевского, мне было очень интересно наблюдать за зрителями, за тем, как смеются женщины, как реагируют мужчины. Это рассказы – про страсть, она показана как порок, когда человек не владеет собой. Федор Михайлович, будучи сам страстной натурой, показывает, куда это может привести. От частного внутреннего мира мы можем отстраниться, посмотреть на Русь-матушку со стороны и осознать, что по существу ничего не меняется, потому что человеческая природа остается неизменной.

- Как спектакль вырос из эскиза? Сохранилось ли что-то от формата проекта «Связь времен» - формата актерской читки?

- Да, в нашем спектакле артисты выходят с текстом в руках – это осталось в наследство от эскиза. Это было моим принципиальным решением, и сделали это мы для того, чтобы ввести в спектакль текст Достоевского как главное действующее лицо. Мы еще и раскидали листы в декорации, чтобы подчеркнуть это. На мой взгляд, из отношений актера с текстом формируется новая игровая зона, это дает больше возможностей для импровизации и свободы – актерского джаза. Для меня в такой подаче большая выгода! Ведь «Скверный анекдот» и «Чужая жена и муж под кроватью» - это не пьесы. Сам текст произведений – очень вкусный, игровой, ты читаешь и наслаждаешься им. Наша задача, проигрывая сюжет, роли и взаимодействие характеров, еще и подать текст выпукло. Вообще слово русское, хорошо сказанное или написанное, – большая ценность, это то, что формирует сознание. Для меня наслаждение работать с таким материалом, к тому же, по моим ощущениям, он вскрывает и по-новому показывает актерскую природу артистов, занятых в спектакле. И Сергей Григорьевич Мигицко и Евгений Александрович Филатов, и молодые артисты - Надежда Федотова и Александр Крымов - как дети купаются в нем и получают от этого удовольствие.

- Работать с артистами разных поколений – удовольствие или напряжение?

- Конечно, работать с такими артистами – это для меня чистая радость без примесей. Сергей Григорьевич и Евгений Александрович очень уважительно и трепетно относятся и друг к другу, и к молодым коллегам. Молодые артисты – уже сложившиеся профессионалы. Надежда Федотова очень точно подходит к роли. Она всегда играла героинь, а здесь у нее появились новые возможности, где есть место и для того, чтобы похулиганить и «подпустить пару», и поюморить. Вдруг предъявить себя в острой форме – это большая удача. Саша Крымов – мы с ним много делали работ, он очень вырос за годы, что я его знаю. У нас очень хорошая команда. Высокое отношение - любовь к своей профессии – она есть в каждом, кто здесь работает. На репетиции с этими артистами сначала ты плавно заводишь этот «механизм», а потом они начинают «рвать сцену» своей актерской природой, и остается только наслаждаться процессом.

- Что спектакль «Шутки Достоевского» дал вам лично как режиссеру?

- Я проработала в театре им Ленсовета десять лет, каждый год выпускала по спектаклю, если раньше во время постановок много было творческих терзаний, то сегодня многое рождается на репетициях, идет именно от актерской природы. Для меня это подарок – вернуться в театр после перерыва и провести время с такими замечательными актерами. Меня называют лирическим, «нежным» режиссером, а «Шутки Достоевского» дали мне прекрасную возможность и другую свою природу показать. Острота и комичность – это и во мне есть, только нечасто удается их проявить, а надо бы, особенно сейчас, когда так не хватает легкости. Легкость и юмор - основа жизни, ее мудрость, возможность другого ракурса, другого взгляда на мир. Жизнь не так длинна, чтобы убивать себя печалью.

Беседовала Надежда Кокарева