Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

«Шекспир знал про человека всё»

Наталья Васильева,- Известия, 24 января 2018

В январе и феврале в Театре имени Ленсовета играют новую постановку «Гамлета» Шекспира. Осуществил ее новый худрук театра Юрий Бутусов. О своем недавнем назначении на ответственный пост и переосмыслении мировой классики режиссер рассказал «Известиям».

— Юрий Николаевич, вы рады своему назначению?

— Я этого хотел. Хотел попробовать, побыть в этом положении. На данный момент в театре всё складывается не так гладко и благополучно, как мне бы хотелось. Думаю, нам всем предстоит большая работа.

— Над чем именно?

— В первую очередь я хочу изменить устав. Это очень сложный путь, потому что переписать устав — значит переделать внутреннее устройство театра.

— Проблемы в театре настолько серьезные?

— Это внутренние вопросы, которые я не считаю нужным выносить на общее обсуждение. Самое главное — художественный руководитель должен стать первым лицом в театре с правом создания своей команды, выбора директора. Мне нужно, чтобы команда была единой и двигалась в одном направлении. И я буду этого добиваться. А в случае если руководство города меня не услышит, я не буду держаться за кресло. 

Режиссер Юрий Бутусов

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев

— В ваших планах — превратить Театр Ленсовета в место, куда бы зрители приходили в первую очередь подумать. Но ведь большая часть современных зрителей воспринимает театр скорее как развлечение.

— Когда мы говорим, что люди в театре должны думать, это не значит, что должно быть скучно. Должно быть заразительно, талантливо, интересно и красиво. Результат обязательно будет. Я в это верю.

— Студенты питерских театральных вузов рассказывают, что всегда могут попасть в Театр имени Ленсовета бесплатно, потому что залы там не заполняются. Это действительно так?

— Студентов я всегда прошу пускать по предъявлении документа. Я сам всегда так жил в студенчестве. И когда меня, бывало, не пускали, страшно расстраивался. Мне кажется, совершенно неправильно — продавать студентам билеты.

 

Что касается посещаемости, то у нас с этим нет никакой проблемы, мы находимся в лидерах по зрительскому интересу. По-моему, даже входим в тройку самых посещаемых театров в нашем городе. У нас действительно есть некоторые спектакли, которые посещаются хуже. Но их два или три. Я считаю, что эти спектакли должны быть в репертуаре, потому что в них есть что-то важное — например, актерская работа, тема или режиссерский язык. Такие спектакли расширяют диапазон поисков театра.

— Как бы вы сформулировали стоящие перед вами задачи? Добиться постоянных аншлагов планируете?

Во-первых, театр должен много работать и быть современным. Мы будем уходить от однообразной развлекательной линии и пытаться говорить со зрителем о важных человеческих вопросах. Конечно, это будет в первую очередь классика — Чехов, Шекспир, Мольер, Брехт. Во-вторых, мы будем взаимодействовать с новой драматургией, что, собственно говоря, уже делаем. А еще в театре всегда будет много молодежи — актеров, режиссеров, музыкантов.

Что касается аншлагов, это неплохо, хотя и не самое главное. Смею высказать скромное предположение, что полный зал лучше пустого. Но, конечно, не в этом цель театра.

— Художественный руководитель театра в определенном смысле выстраивает отношения театра с государством. Вы к этому готовы?

— Нет, я к этому не готов. Я буду разговаривать с начальниками, но думаю, что буду оставаться самим собой. В конце концов я не экстремал и не занимаюсь политикой.

— В театральной среде много говорят о цензуре. Кто-то считает, что она имеет место быть, кто-то заявляет, что не имеет ограничений в творчестве. 

Гамлет - Лаура Пицхелаури

Фото: Юлия Смелкина

Я думаю, что каждый режиссер является цензором прежде всего сам для себя. Что касается государства, мне кажется, что оно не должно вмешиваться в жизнь театра, ровно так же, как не должно вмешиваться в жизнь церкви. Это автономные предприятия, если можно так выразиться. В обязанности государства входит поддержка искусства, искусства разного. Нужно обслуживать не только тех, кто любит развлечения.

Я глубоко убежден, что это обязанность государства. Когда государство говорит: «Мы вам даем деньги, значит, вы должны под нас подстраиваться», — это очень странная, некрасивая позиция. Люди платят налоги в бюджет, а мы получаем бюджетные деньги. Единственный критерий, согласно которому государство может предъявить претензии театру, — это когда режиссеры или художественный руководитель не справляются, когда у них пустые залы. Если же залы заполняются и театр выполняет свои финансовые обязательства, то, на мой взгляд, никаких идеологических или других претензий государство не имеет права ему предъявлять.

— На пресс-конференции, посвященной вашему назначению, вы упомянули, что театрам в нашей стране оказывается недостаточно внимания. Вы собираетесь что-то делать, чтобы эту ситуацию переломить?

— Поскольку теперь я имею возможность общаться с комитетом по культуре, я буду говорить об этом с людьми, которые отвечают за эти процессы. Пожалуй, это всё, что я могу сделать. Но это в том случае, если у меня всё будет получаться, а работа в театре встанет на ноги и всё в нем будет развиваться так, как мне нужно.

— Вас расстраивает, что как режиссер вы уже не сможете пригласить в постановку кого-то со стороны — нужно будет обеспечивать ролями свою труппу?

— А я никого и не приглашаю, работаю только с труппой. Есть наследие прошлого — два или три спектакля, в которых работают приглашенные артисты. В их числе и Михаил Сергеевич Боярский, но его приглашенным считать нельзя. Хоть он и не состоит в труппе театра, но это человек, важнейший для Театра Ленсовета. Тут даже говорить не о чем. Есть еще два приглашенных артиста, но это сугубо технический момент. Это было до меня.

Гамлет-Лаура Пицхелаури, Призрак -Виталий Куликов

Фото: Юлия Смелкина

— Вы сотрудничаете с рядом других театров в качестве приглашенного режиссера. Продолжите ставить спектакли на стороне или отныне будете верны театру, которым руководите?

— Работа в других театрах мне никак не помешает. Думаю, что и Театру имени Ленсовета тоже. Мне кажется, что это очень правильная открытость. Мы же не в командно-административной системе живем…

Сейчас у меня есть действующие контракты, которые были заключены задолго до того, как я стал художественным руководителем. Я обязан их выполнить и буду это делать. Впоследствии их количество станет меньше, но они обязательно будут. Я считаю это необходимым. Театр — это не завод, поэтому должна присутствовать какая-то мера свободы.

 

— Говорят, что легендарный худрук Театра имени Вахтангова Михаил Ульянов в какой-то момент засомневался, что развивает театр в верном направлении, и задумался о том, чтобы оставить пост. Как думаете, вы когда-нибудь придете к таким же рассуждениям?

— Думаю, да — это абсолютно нормально. Если я это почувствую, совершенно легко сменю это место на другое. Должность для меня не важна, это лишь возможность вырасти в профессиональном и человеческом плане. 

— Уйдете, если почувствуете себя в творческом тупике?

— Да. Мне не кажется правильным, если человек сидит в кресле и думает, что это на всю жизнь. Это глупо и опасно.

— Вы поставили семь спектаклей по Шекспиру и спустя 12 лет вновь вернулись к его «Гамлету».

— Семь точно. Может быть, даже восемь.

Чем вас так привлекает этот автор?

Сцена из спектакля

Фото: Юлия Смелкина

Ответ довольно банальный: он глубокий, свободный, дает возможность заговорить и о самом высоком, и о самом низком. В его произведениях переплетено абсолютно всё. Он абсолютное «чувствилище»! Похоже, что он знал всё про человека и заглядывал в такие глубины, в которые мы в обычной жизни не заглядываем. Шекспир дает возможность прикоснуться к космическим вещам в человеке. Он дает свободу, не насилует, не дает строгих рамок режиссеру, что тоже очень важно.

— А как изменились вы лично от «Гамлета» до «Гамлета»? 

— Я думаю, что я изменился, но мне не хочется это анализировать. Прошло 12 лет — это огромный срок.

— Хорошо, тогда расскажите, чем отличается идея «Гамлета» версии 2005 года от версии 2017-го?

— Мне кажется, что первый «Гамлет» был более трагичным и драматичным, более направленным внутрь меня. Новый «Гамлет» более светлый, мне так кажется. Я делал его с нежностью, любовью, с какой-то открытостью. Поэтому Гамлет в моем новом спектакле не умирает.

Может, это связано с тем, что в молодости все мы склонны к драматизму?

— Мне кажется, я всегда был оптимистом, и 12 лет назад тоже. Думаю, в моем случае всё зависит от ситуации, в которой нахожусь. Может быть, виной возраст (улыбается). Не знаю.

«МАКБЕТ.КИНО.» в Воронеже

9 и 10 июня спектакль Юрия Бутусова «МАКБЕТ.КИНО.» будет показан на сцене Воронежского концертного зала в рамках VIII международного Платоновского фестиваля искусств.

Режиссерская лаборатория

По традиции, заведённой Юрием Бутусовым, 13 мая в театре состоялась режиссерская лаборатория.

Подробнее

Награда

Указом Президента РФ от 3.05.2018 народный артист России Семен Стругачев награжден медалью ордена "За заслуги перед Отечеством II степени". Поздравляем!

Премьера

28 апреля на Малой сцене состоялась премьера спектакля "ТЕЛО ГЕКТОРА" по пьесе Аси Волошиной в постановке Евгении Богинской.

Премия "Арлекин"

28 апреля состоялось вручение российской национальной театральной премии «Арлекин»-2018. Поздравляем лауреатов - создателей и участников спектакля "ПТИЦЫ"!

Подробнее

Мы в социальных сетях:

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр