Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

Сергей Волков в кепке Брехта

Нина Филюта,- Интернет-журнал На Невском 30.05.2016

Текст: Нина Филюта

В этом году лауреатом премии «Золотая маска» стал молодой актер Театра имени Ленсовета Сергей Волков за роль Бертольта Брехта в спектакле «Кабаре Брехт».

– Ты родился и жил в Нижегородской области, в городе Дзержинске. Тебя там что-нибудь вдохновляло?

– Нет, совсем ничего. Разве что моя комната. Замкнутый личный мир. Мне до сих пор комфортнее всего в комнате. И я не люблю, чтобы кто-то приходил. Предпочитаю уединение. Уверен, что не у одного меня есть такая психологическая потребность – тканью обмотаться и создать вокруг себя кокон. Сейчас я живу в малюсенькой комнатке, меньше этой Волков гримерной. И я разделил ее надвое: повесил синюю кулису. Получилось, что организовал в крохотном пространстве маленькую сценку… А Дзержинск – это завод или тюрьма, такие варианты. Хотя я мог бы стать переводчиком с французского, потому что учился в специальной школе и много практиковался в языке. Но вдруг как-то спонтанно решил поступать в театральный. Приехал в Москву и слетел с коллоквиума. Потому что за день до испытания у меня в школе был выпускной, и я в кого-то там плеснул водой и подрался. А потом трясся до Москвы в плацкарте. В общем, был не в лучшей форме… Ну его, этот МХАТ… Приехал в Петербург.

– Как думаешь, в жизни есть место волшебству?

– Похоже, что да. У меня есть одна история. Правда, она уже начала мифологизироваться. Сам не помню точно, как всё было. Да и моя бабушка, может, тоже уже что-то напридумывала. Но дело было так. Когда бабушка была молодой, а это было очень давно, она ехала в поезде «откуда-то там куда-то там» несколько дней. И с ней в одном вагоне ехал человек, с которым они проболтали всю дорогу, а потом расстались. Бабушка вскоре вышла замуж за моего дедушку, у них родились дети, потом появились внуки, среди которых и я… И вот в 2008 году она вдруг внезапно где-то встретила того попутчика из поезда. Ей было за шестьдесят, ему семьдесят. И они уже не расставались. Года четыре просто невероятно кутили! Путешествовали, ездили на курорты, ужинали в ресторанах… Бабушка расцвела, помолодела, постоянно была в приподнятом настроении. Сюжет для кино.

– Телевизор что-то сказал, кот мяукнул, троллейбус проехал… Каждодневная среда, этот «белый шум» – что они значат для тебя?

– Телевизора у меня нет. Но периодически я смотрю новости: мне бывает интересно, что они там придумают. Когда иду по улице – наблюдаю и слушаю. Вот человек что-то говорит, я услышал. Мне это может быть интересно, как и походка этого человека, его мимика. Наблюдать и запоминать – часть моей профессии.

– Что для тебя важнее: то, что уже получилось, или то, что еще может получиться? Процесс или результат?Волков

– Получается всегда на секундочку. Или вообще не получается. Спектакль не может и не должен быть завершенным. Он постоянно живет. Точки нет. Он либо растет, либо умирает. Когда получается – собственной кожей чувствуешь вибрации, идущие от зрителей. Ощущаешь поток энергии, гуляющий по залу. Я играю спектакли, которые сочинил сам. Это относится к «Кабаре Брехт», «Флейте-позвоночнику», «Странствиям Нильса», «Преступлению и наказанию». В них много меня.

– А бывает, что зрители мешают?

– Бывает. Но можно их усмирять театром. «Включать обратно». Я пробовал. Работает.

– Что ты думаешь о воспитательной функции искусства и театра в частности?

– Современный театр в этом смысле ненавязчив. Кому-то он может дать ориентир, открыть глаза на пару часов или на денек. Но кто я такой, чтобы воспитывать? Да, я что-то рассказываю и показываю, но не учу. К тому же я пока не настолько взрослый, чтобы учить. Да и когда вырасту – не знаю…

– На какие жертвы ты готов ради роли? Допустим, побриться наголо или набрать двадцать килограммов…

– Если предложение интересное, почему бы и нет? Для роли Брехта я расстался с волосами, это правда. И для меня этоВолков серьезный компромисс. С длинными волосами я был смазлив. Иногда с грустью думаешь: «Эх, где вы, мои волосики…»

– Откуда берешь энергию?

– Поспать надо, и всё.

– В спектакле «Преступление и наказание», где ты актер и режиссер, образ Раскольникова неожиданно пересекается с реальным персонажем – норвежским террористом Брейвиком. Говорят, ты хотел с ним встретиться лично?

– Да, у меня была такая внутренняя потребность, но сейчас ее уже нет. Как нет и самого спектакля. Он этюдный и начал умирать. Я понял, что пора всё сворачивать. Сюжет «Преступления и наказания» – просто частный случай, отдельная история, а вовсе не общая картина мира. Федор Михайлович видел в этих людях свет, но при этом ясно осознавал, что может быть и по-другому. Не каждый чувствует ответственность, вину. К тому же любые страшные вещи всегда можно оправдать какой-то идеей, нуждами. Достоевский показывает ту внутреннюю работу, которая происходит в человеке. Одно из чудес.

– В работах других театров что-нибудь зацепило?

– «Бег» в постановке Бутусова. Совершенно удивительный. Я в нем буквально растворился. Но в разных театрах разные бывают постановки. В некоторых меня убивает абсолютный формализм. В других литература доминирует над театром. Исчезает игра, и получается обслуживание текста. Ужасно. Еще случаются речевые спектакли, которые претендуют на что-то. Это подавляет саму природу театра. Возможно, я ограничен, но мне скучно наблюдать такое, сложно преодолевать. Я инфицирован Бутусовым, максимального переживания достигаю лишь в его постановках. Мы с ним совпали. Станиславский, Мейерхольд, Брехт – всё переплетается. Хотя современный театр уже не определяется этими именами, они вчерашние и позавчерашние. Театр переродился, мутировал. Он созвучен современному человеку и сегодняшнему дню.

– А разве Брехт не созвучен? Что это за человек в твоем представлении?

– Наглый бабник, любитель сигар и хороших машин, едкий, саркастичный, самолюбивый ублюдок. Очень мощный, но не герой, а хитрец. И сейчас снова его время. Я ношу красную кепку Брехта. Ребята привезли мне ее из Берлина.

Изменения в репертуаре

Уважаемые зрители! 19 октября вместо спектакля "Гамлет" пойдет спектакль "Сон об осени", 21 октября вместо спектакля "Все мы прекрасные люди" пойдет спектакль "Ревизор". Приносим свои извинения!

Замена спектакля

Уважаемые зрители! 16 октября вместо спектакля "Город.Женитьба.Гоголь." пойдет спектакль "Ревизор". Приносим свои извинения!

Гастроли в Казани

9 и 10 октября спектакль Юрия Бутусова «Город. Женитьба. Гоголь.» открыл Качаловский театральный фестиваль в Казани на сцене Русского большого драматического театра им. Качалова.

Всероссийское исследование театральной аудитории

Приглашаем Вас принять участие во Всероссийском исследовании театральной аудитории, которое проводит Российский институт театрального искусства – ГИТИС.

Подробнее

БИЕННАЛЕ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА

6 ноября на нашей сцене будет показан спектакль выдающегося российского режиссёра Камы Гинкаса "Вариации тайны" (МТЮЗ) в рамках фестиваля "Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры" - 2018.

Подробнее

Документы

Мы в социальных сетях:

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио Ticketland VII Форум
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр