Top.Mail.Ru

Сергей Волков: «Странно, страшно, весело и интересно – такая гамма чувств у моего Нильса»

Вера Николаева,- «Инфоскоп», 2014, декабрь

Театр имени Ленсовета всегда славился спектаклями для детей. Зрители прекрасно помнят знаменитые спектакли «Трубадур и его друзья», «Снежная королева», «День рождения Кота Леопольда»,  «Братец Кролик на Диком Западе», 46-ой сезон на сцене -  «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше». Мюзикл  «Странствия Нильса», премьера которого состоится 20 декабря,   станет настоящим подарком к Новому Году. Мы поговорили с исполнителем главной роли артистом  Сергеем Волковым.

 

- После Брехта и Раскольникова каково это – заниматься детской сказкой?

- Разговор-то всё равно получается серьёзный. Просто приёмы подачи материала другие. Плотным текстом нельзя «грузить» детей, нужна картинка, движение. Мы сейчас как раз в стадии поиска формы – в виде песен, трюков, танцев.  Я тут недавно посмотрел нашего «Малыша и Карлсона» в зале, полном детей, и почувствовал, какая это необузданная сила. Взять её внимание будет очень трудно.

- Согласна, это испытание. Но в этом театре через это испытание с блеском прошли многие большие артисты – и Алиса Фрейндлих, и Анатолий Равикович, и Михаил Боярский, и Лариса Луппиан, и Сергей Мигицко, и многие-многие другие. Незабываемо играли Братца Опоссума и Братца Черепаху Константин Хабенский и Михаил Пореченков. А уж Александр Новиков был и Братцем Енотом, и Карлсоном, и Котом Леопольдом. 

- Вот и мы постараемся.

- Несмотря на то, что авторы мюзикла «Странствия Нильса» композитор Максим Леонидов и либреттист Александр Шаврин облекли книгу замечательной шведской писательницы Сельмы Лагерлёф в театральную яркую форму, содержание-то истории про  мальчишку Нильса не лубочное, не простенькое. Недаром Нобелевская премия получена была писательницей.

- Да, это история становления личности. Осознание себя Человеком, поиск себя в этом мире.

- Нильс ведь в начале сказки – хулиганистый паршивец, правильно? Чуть ли не с бандитскими наклонностями.

- Да, но потом он начинает совершать добрые дела. Когда некая мистическая сила за  плохие поступки сделала его гномиком, он ведь не только испугался, а воспринял это как приключение, как возможность «оторваться», попутешествовать с домашним гусём Мартином. Странно, страшно, весело и интересно – такая гамма чувств у моего Нильса. Он начинает познавать мир. С помощью Коровы понимает, например, что такое – мама, папа, каково это, когда нет родителей. У меня ведь сейчас схожая ситуация – я ушёл от родительского очага в самостоятельную жизнь, в том числе и в материальном плане, и это ново для меня. И тема возвращения домой в новом качестве тоже мне близка. Что было бы, если бы я сейчас вернулся в свой Дзержинск, что бы я там делал, как бы жил? Не знаю. Я сейчас внутренне нахожусь в споре с темой финальной песни спектакля, в которой мысль такая: можно, конечно, летать с дикими гусями, побеждать лисов и троллей, но посмотри  на соседей, родных, -  друзья найдутся рядом, не надо никуда убегать, «можно и с места  не сходя исполнить все мечты». Спорно, правда? Мне-то кажется, что у Нильса должна быть настоящая истерика, когда гуси улетают, а он остаётся на земле, дома, повзрослевший, но лишенный возможности понимать язык животных. Это черта, где кончается его детство и начинается что-то новое. Взрослая жизнь, которую он вынужден начинать один, без своих друзей и единомышленников, которыми являлась стая диких гусей. Режиссёр спектакля Мария Романова со мной согласна в этом пункте.

- Плакать что ли придётся в финале?

- Хотелось бы. Почему бы не поплакать? Не всё же хохотать. Это же воспитание чувств, души. Может быть, во мне это сейчас – отголоски Брехта, когда хочется пожёстче историю строить, не хочется впускать в работу компромиссы: мол, это же детский спектакль, здесь надо помягче и повеселей.

- Какую задачу поставил Юрий Бутусов, когда смотрел ваши репетиции?

- Простейшую и сложнейшую: играйте так, чтобы мне, взрослому человеку, было интересно.

- Театр и позиционирует будущий спектакль, как вещь «для семейного просмотра». Будет мюзикл играться и вечером.  Какая цель при этом, как ты считаешь?

- Чтобы родители и дети, сидящие вместе в зале, могли ощутить общую сильную эмоцию. И после спектакля тайком подумать друг о друге. О том, что всё имеет свой конец. Что слово «мама» с возрастом теряет тот сладкий смысл, который оно имело в детстве. Что дети, повзрослев, бегут из своих домов, как бы они ни любили тех, кто их воспитал. Что такое - воспитать мужчину. Хочется увлечь и маму, и папу, и сына, и дочку этим настроением. Приведу такой пример: нам с вами ведь нравятся диснеевские мультики  «Король-Лев», «Красавица и Чудовище»? Нам не скучно их смотреть, потому что там авторы ныряют в глубокие темы, не «малышковые», и о смерти там говорят достаточно честно, без всяких страшных наигранных шаблонных голосов, не боятся рисовать ее, как неотъемлемую часть пути героев. Но при этом мультики невероятно смешные и яркие. Надеюсь, что и наш спектакль будет таким. Увлекательным, но серьёзным, без поддавков.

- Вокально справляетесь со своей партией?

- Трудно. Голосовые данные у меня не так чтобы очень. После «Кабаре Брехт» вечно срываю голос, пара дней нужна на восстановление связок. С нами занимается очень хороший педагог по вокалу Даниил Королёв, он заставляет долетать до таких нот, что я нехотя, но всё-таки начинаю верить в свои вокальные способности. А это невероятно важно для меня.  Музыканты у нас замечательные, они – соратники Максима Леонидова, он их в театр привёл. Будет и живое звучание, и фонограмма оркестр поддерживать, так сейчас принято во многих европейских мюзиклах.

Беседу вела Вера Николаева