Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

Сергей Волков: «Брехт – не пыльный, не ветхий»

Вера Николаева,- Инфоскоп, сентябрь 2014

Академический Театр имени Ленсовета 2 сентября открывает 81-ый сезон премьерой спектакля «КАБАРЕ БРЕХТ» (по текстам Бертольта Брехта и музыке Курта Вайля) в постановке главного режиссёра театра Юрия Бутусова. На сцене - выпускники актёрского курса петербургской Академии театрального искусства (мастер курса – народная артистка России Анна Алексахина), который обучался при театре. Премьеру они играют в новом статусе – артистов Студии Театра имени Ленсовета. Мы беседуем с Сергеем Волковым - исполнителем роли выдающегося немецкого писателя Бертольта Брехта.

 

- Первая строчка  в рубрике «Действующие лица и исполнители» в программке спектакля гласит: «Бертольт Брехт – Сергей Волков». Ты действительно играешь реального великого человека?

- Да, это некая  попытка поговорить со зрителем от лица ББ (так его называли близкие), у меня нашлись кое-какие точки соприкосновения с этой масштабной личностью – через его стихи,  пьесы, статьи, письма.

- Вы ведь с сокурсниками начинали работу исключительно с музыкального материала, с зонгов Брехта-Вайля?

- Мы готовили экзамен по вокалу и ансамблю с нашим замечательным  педагогом Иваном Ивановичем Благодёром. Разучили множество музыкальных номеров, причём пели на языках оригинала – немецком, английском, французском. Когда этот, условно говоря, концерт увидел-услышал Юрий Николаевич Бутусов, он предложил попробовать сделать из этого спектакль. Мы стали делать драматические этюды, и однажды я случайно нашел "брехтовские" круглые очки, и мне придумалось побриться налысо, покрасить голову черным гримом и сделать этюд на его стихотворение «К потомкам».  Бутусову понравилось, что в нашем потихоньку зарождающемся кабаре появился  Берт и, спустя еще некоторое количество проб на эту роль, он  принял решение, что это и будет центральный герой нашего спектакля, вокруг его личности и будет закручиваться действие – музыкальное и драматическое.

- Я правильно понимаю, что все тексты, которые ты произносишь теперь в спектакле, - подлинные брехтовские?

- Большинство. Что-то сам написал.

- А кто искал, предлагал этот материал?

- Многое я выбирал сам, предлагал, режиссёр утверждал, какие-то стихи предложил  Юрий Николаевич, какие-то – наш педагог Олег Дмитриевич Зорин.

- В спектакле фигура Брехта показана с разных сторон – он и художник-творец, и страстный любвеобильный мужчина, и свободолюбивый гражданин с активной жизненной позицией. Тебе какая часть его натуры близка?

- Юрий Николаевич однажды привёл нам пример из биографии Брехта, пытаясь объяснить, в чём суть его натуры. Брехт от дома до театра «Берлинер Ансамбль» постоянно разъезжал на своем дорогущем мерседесе, хотя расстояние было метров 200. Это ребячество - проявление его дичайшей жажды жизни и любви ко многим ее деталям – к сигарам, к машине, к женщинам, к творчеству, к общению с людьми. При этом он постоянно анализировал всё происходящее, с иронией и даже сарказмом, но – был глубоко ранимым человеком. Мне интересна  его способность полнокровно существовать в жутких условиях того времени,  в которое ему довелось жить и заниматься театром. Своими текстами Брехт вытащил меня на какую-то страшную гору, с которой я с удивленным ужасом стал смотреть на окружающий меня мир. Его слова отрезвляют пощечиной. Он – не пыльный, не ветхий, не скучный, а злободневный и хлесткий. Мысли этого немца, чьи глаза застали две мировые войны, к сожалению, никогда не потеряют своей актуальности. А в наши сегодняшние дни тем более.

- А его представления о том, каким должен быть собственно театр, тебе близки?

- Да, и это тоже мне интересно. Его теория остранения, когда зритель должен видеть разницу между личностью  актёра и образом героя, персонажа, я использовал в своей самостоятельной работе – спектакле «Преступление и наказание», где важным была работа через зал, через прямое общение со зрителем. Вовлечение зрителя в дискуссию, в размышления о том, что такое Раскольников и его современная страшная производная – норвежский убийца  Андерс Брейвик, - абсолютно брехтовский ход.

- Слово «Кабаре» в названии спектакля ты себе как объясняешь? Это ведь не кафе-шантан, не варьете, не эстрадное обозрение, не бродвейская свистопляска… 

- У нас получается яркий динамичный калейдоскоп подлинных судеб реальных героев – Брехт, его жена-актриса Елена Вайгель, его сотрудница и любимая женщина Маргарет Штеффин, плюс – герои его пьес, художественные образы его воображения. Жизнь перетекает в пьесы, персонажи сливаются с реальными судьбами…

- У тебя нет ощущения, что Юрий Бутусов поставил спектакль очень личный, про  мучительную порою судьбу художника?

- Пожалуй, это так и есть. Юрий Николаевич очень много внимания уделял работе на нашем курсе, мы его видели именно в моменты страстного художественного поиска. Я многое «подсмотрел» у него для своей роли. Воля мужская, воля художника, который делает то, что хочет, что чувствует. И требует бешеной отдачи от других. (Беседу с Сергеем мы вели в литчасти театра, на этой реплике дверь открылась и появился сосредоточенный Бутусов. «Вера, ты мне нужна!». Великий ББ да и только! – В.Н.)

Беседу вела Вера Николаева

Изменения в репертуаре

Уважаемые зрители! 19 октября вместо спектакля "Гамлет" пойдет спектакль "Сон об осени", 21 октября вместо спектакля "Все мы прекрасные люди" пойдет спектакль "Ревизор". Приносим свои извинения!

Замена спектакля

Уважаемые зрители! 16 октября вместо спектакля "Город.Женитьба.Гоголь." пойдет спектакль "Ревизор". Приносим свои извинения!

Гастроли в Казани

9 и 10 октября спектакль Юрия Бутусова «Город. Женитьба. Гоголь.» открыл Качаловский театральный фестиваль в Казани на сцене Русского большого драматического театра им. Качалова.

Всероссийское исследование театральной аудитории

Приглашаем Вас принять участие во Всероссийском исследовании театральной аудитории, которое проводит Российский институт театрального искусства – ГИТИС.

Подробнее

БИЕННАЛЕ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА

6 ноября на нашей сцене будет показан спектакль выдающегося российского режиссёра Камы Гинкаса "Вариации тайны" (МТЮЗ) в рамках фестиваля "Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры" - 2018.

Подробнее

Документы

Мы в социальных сетях:

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио Ticketland VII Форум
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр