Талантливый востребованный актер, Сергей Перегудов, несмотря на молодость, успел воплотить на сцене и в кино десятки разных характеров. В интервью для «Философии отдыха» он рассказал о секретах профессии, о своих учителях, мечтах и планах.
- Сергей, когда в 18 лет вы бросили финансовый факультет и отправились в Петербург поступать в Театральную ака - демию, вы удивили родителей и многих знакомых. А для вас это была авантюра?
- Да, тогда все было спонтанно и неожиданно для меня самого. Мой приезд в Петербург не был ничем подкреплен, кроме большого желания. В театральный вуз поступить очень сложно, и когда я прошел, конечно, был рад. Но самое удивительное в этой истории то, что я вроде бы оказался на своем месте в жизни, пошел в нужную сторону.
- После окончания курса вы получили приглашение от своего мастера Владислава Борисовича Пази в Театр им. Ленсовета. Можете сказать, какие основные уроки профессии он вам преподал?
- В театр пригласили сразу весь наш курс. Пази был нашим мастером, а Юрий Николаевич Бутусов – главным педагогом, и эти два человека давали нам азы – и актерские, и жизненные. Они абсолютная противоположность друг другу, и для нас, студентов, это был настоящий подарок, потому что развитие получалось разносторонним. Владислав Борисович преподавал классическую школу, философскую, размеренную, где все разложено по полочкам, по четкой актерской системе, без неожиданностей и сюрпризов. А Юрий Николаевич развивал редкую манеру существования в жизни и на сцене – гибкую, кипучую, авральную. Для него было важно, чтобы у актера присутствовало ощущение внутреннего тремоло.
- В 2014 году вас наградили высшей театральной премией «Золотой софит» за роль Ракитина в спектакле Юрия Бутусова «Все мы прекрасные люди». Как бы вы охарактеризовали творческий метод режиссера?
- Организм – ленивая штука, он все время хочет обойти углы, не затратиться, это рефлексы безусловные, инстинкт самосохранения. А принцип работы Бутусова построен на том, чтобы выбить человека из привычной колеи, немного «подкосить под актером табуретку». И тогда, все время пребывая на сцене в не самом удобном положении, в экстремальных психологических обстоятельствах, организм отзовется очень мощно. Так, что зрители, даже не понимая до конца, что происходит, скажут: «Ничего себе играют!», потому что им будут очевидны актерские затраты. И здесь главный вопрос: как на такие обстоятельства выйти, потому что в них надо поверить – и поверить безусловно, чтобы был результат. Направление, в котором работает Бутусов, связано с психологическим театром. И оно не имеет ничего общего с тем современным театром, который многие не любят, где можно чесать левой рукой правое ухо и утверждать, будто это искусство. Когда зритель чувствует, что происходящее на сцене – это просто «необычное ради необычного», он пытается уйти от такого современного театра, где происходит полная бессмыслица, ни слова в простоте и всё такое странное.
У Бутусова же редкое соединение смысла и довольно непривычных, нелинейных форм. Театр – это не развлечение и не услуга вроде спа-салона, и Юрий Николаевич заявляет об этом открыто, громко и ярко. Тут, наоборот, надо прийти, включить голову, и за то, что ты потрудишься, ты получишь вознаграждение в виде размышлений и пищи для души. Не всегда это нравится зрителю, который хочет после работы просто посмотреть что-нибудь легонькое, и тогда он фыркает, встает и уходит, протестуя.
- И каждый раз, выходя не сцену, вы себя вот так экстремально чувствуете?
- По-разному бывает, все мы живые люди, но тут уже начинает вступать в свои права профессия, наши секреты и техники: каждый вечер я стараюсь найти, что меня сегодня тревожит, и с этими чувствами идти на сцену.
- Широкому кинозрителю запомнились разные ваши роли: и Игнат Барабанов в «Агенте особого назначения», и Лик из «Принцессы и нищего», и Кочубчик из «Соньки Золотой Ручки», и Дмитрий Разумихин из «Преступления и наказания». А над какими ролями вам было особенно интересно работать и почему?
- Перечисленные роли были знаковыми для моей творческой судьбы. В «Преступлении и наказании» у Дмитрия Светозарова я играл одну из самых своих сложных ролей, участвовать в этом проекте было поучительно, ценно и трудно невероятно. «Принцесса и нищий» Дмитрия Месхиева – наша первая совместная работа с Юлией Пересильд, мы тогда еще оба были студентами, и картина стала стартом в профессии... В общем, каждая роль была по-своему сложна. Но тут палка о двух концах: когда ты юный и неопытный, у тебя есть подстегивающая мотивация, ты постоянно пребываешь в волнении незнания. А спустя несколько лет, когда ты постиг азы профессии, всплывает другая проблема: как не быть всезнающим, ведь это успокаивает и делает тебя, грубо говоря, равнодушным. Надо найти в роли то, что будет раздражать тебя в хорошем смысле слова, интересовать.
- Ваше амплуа – положительный, отзывчивый и мужественный герой. А есть у вас актерская мечта – образ, характер, который хотелось бы воплотить, но пока такого не предлагали?
- До сегодняшнего дня везло, я играл разные роли: не только правильных героев-любовников, но и дурака повалять режиссеры давали, за что я очень благодарен. Было достаточно интересно и весело четыре сезона работать в сериале «Агент особого назначения». Потом у Виктора Мережко в сериале «Сонька Золотая Ручка» я играл очередную сволочь, и роль была написана неплоско, с полным драматургическим построением, так, что можно было наблюдать развитие героя и причины его поступков. Это как раз самое интересное: поразмышлять над ролью, построить ее, оправдать для себя. И у каждого моего героя, положительного или отрицательного, я ищу свои особенности, зазубрины, как у любого живого человека, чтобы образы не получались картонными.
- Вы служите в театре много лет, с 2000 года. Этот опыт партнерства помогает во время киносъемок, или там взаимодействие между коллегами складывается иначе?
- В театре и кино совершенно разный принцип работы, надо по-своему распределять силы. В театре готовишься – и в бой на три часа: ты шпаришь и не имеешь права сказать: «Ой, у меня не получилось, давайте я начну заново!» Второго дубля не будет. А в кино, наоборот, можешь ждать три часа, а потом спринтерский забег при полной выкладке на минуту, и за время ожидания надо не расплескать свой настрой.
При этом и в театре, и в кино мы проживаем каждую историю, просто на съемках всё может быть задом наперед. Недавно мы работали с Юлией Пересильд в «Белых ночах» у Светозарова, там первым делом снимали финал – приходилось подумать и восстановить для себя события сюжета.
- Знаю, что по роли и для души вы часто перечитываете классику. А в профессии на каких «классиков» ориентируетесь, у кого учитесь?
- Я не буду оригинальным, тут столько мастодонтов: Леонов, Евстигнеев, многие другие... А однажды мне посчастливилось сниматься с Зинаидой Максимовной Шарко в «Соньке Золотой Ручке». Так вот, у нее была сцена – монолог о жизни на семь минут, который сняли одним дублем! Когда режисер сказал: «Стоп, снято!», вся съемочная группа аплодировала, это было потрясающе. Чтобы вы понимали, за шесть месяцев съемок такие аплодисменты звучали всего три раза.
- Вы внимательно следите за жизнью российского театра. Посоветуйте, кроме спектаклей Театра им. Ленсовета, какие постановки сейчас стоит посетить в Петербуге?
- Надо подумать... А, знаю! На сцене Александринского театра идет спектакль «Крум», в котором играет мой однокурсник Дмитрий Лысенков, и это прекрасно. В том же театре идет очень хороший спектакль «Преступление и наказание». Еще «Небольшой драматический театр» прекрасен, у них можно смотреть абсолютно все. И «Мастерская» Григория Козлова тоже заслуживает внимания.
- Актерская профессия довольно затратная: она требует максимальной открытости, умения делиться своими эмоциями и переживаниями. Как вы восстанавливаетесь?
- Затраченные силы восполняют, во-первых, сами зрители во время и после спектакля, когда дают отклик. А во-вторых, как и любой человек, просто отдыхаю: люблю немного отвлечься от игры, выдохнуть, уехать в лес по грибы, по ягоды или на лыжах покататься.
- Как планируете провести это лето?
- Это лето особенное, оно ознаменовано чемпионатом мира по футболу, поэтому планирую посетить некоторые матчи. Я не фанат, в фанатском движении, на мой взгляд, зарыто какое-то безумие. Просто люблю футбол и хоккей. Поймите, спорт – это лишь повод человеку выплеснуть свои эмоции и получить взамен другие. Я был в Бразилии на матчах сборной России во время чемпионата мира по футболу в 2014 году, там царила невероятная атмосфера. Мало кто представляет, что совсем скоро будет твориться в России, в городах-участниках чемпионата. Это будет что-то особенное, правда! Приедет огромное количество людей, это событие высечет небывалую искру, ведь первый раз в жизни в России проходит такое мероприятие, и это надо успеть почувствовать, не пропустить.
- Как вы себе представляете свою жизнь через 10–15 лет? Чего хотелось бы добиться?
- Думаю, уклон будет в сторону семьи, а не искусства. Искусство никуда не уходит, работа есть, новые роли и задачи тоже, это радует. Однако человеку надо где-то пристанище иметь. Не скажу ничего оригинального, но так оно и есть: самое главное в жизни – это семья.
- Вы не скрываете, что вы верующий человек. Как это отражается на вашей повседневной жизни?
- В первую очередь, надо понимать, что вера нужна не кому-то, а тебе. Человеку нужно верить – это его укрепляет и дает смысл его существованию, а иначе всё тлен. Я считаю, что каждому важно понимать, с одной стороны, что он не единственный и не главный человек на земле, что всё не вокруг него крутится, а с другой стороны, не надо думать, что ты здесь ничто, ничего не решаешь, а потому и делать ничего не будешь.
- Сергей, вы производите впечатление позитивного и энергичного человека. Поделитесь с нашими читателями, что дает вам силы.
- Как у любого живого человека, у меня бывают моменты, когда ничего не вдохновляет. В таком состоянии глупо говорить человеку: «Плевать на всё! Радуйся жизни!» Но и упиваться этими переживаниями нет смысла. Надо понимать, что это нормально, принимать всё, как есть, знать, что это пройдет, не впадать в панику и уныние от пустоты, которая всех нас периодически настигает, и двигаться дальше. А когда всё прекрасно, тоже не стоит поддаваться эйфории, ведь чем больше восторг, тем потом больнее падать. В общем, надо держаться золотой середины, и она будет спасать и от соблазнов, и от тягот.
Беседовала Светлана Губанова