Top.Mail.Ru

Сергей Перегудов: «Преступление и наказание» вспоминаю как страшный сон

Татьяна КИРИЛЛИНА, - «Вечерний Петербург», 2009, 5 июня

С Сергеем Перегудовым мы познакомились во время футбольного матча «БДТ - «Вечёрка»: коллега по Театру им. Ленсовета Сергей Мигицко, заслуженный легионер БДТ, пригласил Сергея тоже выступить за актерскую команду. Нет, мы и раньше его знали - как актера; особенно любили жизнеутверждающего Разумихина из «Преступления и наказания». Сергей Перегудов напрочь опровергает расхожее мнение об актерах как о людях, которые не включают голову, живут лишь эмоциями. А также - что, как только актеры становятся популярными, тут же начинают «звездить». На форумах в Интернете рядом с именем актера Перегудова зрители часто ставят эпитет «настоящий». И если у нас пока есть надежда на возрождение отечественных театра и кино, то только благодаря тем из молодых, которых без натяжки можно назвать профессионалами.
На съемках не расслабляюсь
- Вы работаете в разных театрах, с разными труппами...
- Для актерской практики, для расширения диапазона лучше сталкиваться и с теми, кого ты хорошо знаешь, с кем сработался, и с новыми людьми. Да, я не случайно сказал «людьми» - полезно не только играть, но и просто общаться. Например, Анатолий Юрьевич Равикович - это же кладезь просто, и в смысле человеческого общения, и в смысле актерского существования. 
- Сергей, вам не кажется, что сейчас у актеров немножечко другое отношение к профессии, чем у актеров старшего поколения? 
- Да тридцать лет назад было то же самое! И тогда, и сейчас есть те, кто ищет что-то в профессии, роет, роет... а есть бездельники и обалдуи. Чего стало «больше», чего было «меньше» - этого я не знаю. Думаю, что процент примерно одинаковый, и меня эта мысль радует. 
- Наверное, вы правы. Но все же есть отличие: нынче актеры много снимаются в сериалах. Работа в сериалах что-то дает в профессиональном смысле - или это просто ради денег, популярности?
- У меня такое правило: не важно, снимаешься ты в сериалах, играешь в антрепризных спектаклях - к любой работе надо относиться серьезно. Вот, далеко ходить не надо: мы делаем в Театре Сатиры спектакль «Лейтенант» по пьесе МакДонаха «Лейтенант с острова Инишмор». Художественный руководитель театра Анджей Бубень не взял этот спектакль в репертуар - причем еще до того, как начались репетиции. Мы все равно начали его репетировать - как антрепризу, но поставили себе задачу подробно разбирать пьесу, то есть делать все как в репертуарном театре.
- Почему же Бубень не захотел брать этот спектакль в репертуар?
- Ну, он считает, что пьеса не вписывается в репертуарную линию театра. У него вообще установка - ничего «модного», а МакДонах сейчас, как вы понимаете, очень модный драматург. Правда, у нас чаще ставят другую пьесу - «Калека с острова Инишмаан», «Лейтенанта» я раньше не видел, а вот месяц назад мы с актрисой, которая тоже принимает участие в нашей антрепризе, ходили на спектакль Театра «За Черной речкой», поставленный по этой пьесе. Он называется «Остров, чайки, три кота». Это, хочу вам сказать, вполне достойная история, нам очень понравилось. 
- А когда снимаетесь в сериале, понимаете, что это, мягко говоря, не шедевр?
- Иногда понимаю, но это... не имеет значения. Потому что в кино практически невозможно предугадать, что получится. Часто кажется, что все прекрасно, а получается плохо, и наоборот: сниматься очень тяжело, а потом - бешеный успех. Вот, например, на съемках «Преступления и наказания» материал не давался, текст не ложился, не учился. С одной стороны, я вспоминаю это как страшный сон, с другой стороны - было здорово. И я рад был, что у меня такая роль: на фоне всей этой мрачности - светлое пятно. Мне режиссер говорил: «Ты - луч света в темном царстве Достоевского». Надо было работать очень подробно - с Достоевским иначе нельзя, - докапываться до смысла каждого слова. Некоторые сцены - с Кошевым, с Яковлевой - я переживаю до сих пор... Во время любых съемок я включаюсь в нюансы, кстати, всегда тщательно учу текст, причем заранее, а не в день съемок. Многие режиссеры говорят на площадке, чтобы люди не расслаблялись: «Мы снимаем не сериал, мы снимаем кино». А я вообще не расслабляюсь: если подписался - работаю, не нравится - просто не буду подписываться.
Серьезно о смешном
- Мне кажется, вы должны любить комедию...
- Да, люблю, но это очень сложный жанр. Чувством юмора меня родители не обделили, но юмор в жизни и юмор на сцене или в кино - совершенно разные вещи. В кино, когда играешь комедию, ни в коем случае нельзя смешить.
- А что, в театре можно?
- Честно говоря, и в театре нельзя. Хотя есть зрители, которые ходят в театр просто отдохнуть - им нравится все, даже пошлость. Но это извечный спор, для кого мы играем - для зрителя или для искусства. Вот, смотрел недавно в МХТ «Номер тринадцатый». Я не очень люблю Куни... то есть его надо очень точно играть, не то получается капустник. А на примере работы Жени Миронова в этом спектакле можно показывать, как надо существовать в комедии. Ты существуешь в обостренных предлагаемых обстоятельствах, в обостренной форме, но ты обязан это все оправдать. Не оправдываешь - и получается, как в большинстве комедийных антреприз, да и во многих «стационарных» комедийных спектаклях, наигрыш. Комедия-то возникает не оттого, что человек кривляется. Вот «Старший сын» Вампилова, подумайте: ситуации-то в пьесе совершенно не комедийные! У героев сплошные неприятности, но Вампилов - талантливейший драматург - эти ситуации так соединил, что зрителю смешно. Артист ни в коем случае не должен «жать», хотя это очень сложно. Гораздо проще играть драму. 
- Скоро выйдет на экраны комедия Романа Качанова «Псевдоним для героя», где вы сыграли главную роль...
- Я до этого не имел дела с полным метром. Ну, у Месхиева снимался в «7 кабинках», но там была небольшая роль, а тут - главная. Тоже очень важный опыт. В сериале есть возможность выстроить свою роль подробно. А тут - все надо успеть сказать за полтора часа. В фильме у тебя девять эпизодов, а в сериале - тридцать девять. Потом, у кино своя специфика: там если крупный план - то, понимаете, о-о-очень крупный, пять метров на семь. Поэтому Роман Романович все время говорил: «Не наяривай, спокойно!» В кино надо играть очень аккуратно.
- В Интернете на форумах много восторженных отзывов о вас. Читаете?
- Последние полгода не читал, времени не было. А раньше читал. Интересно было, что думают люди, на что обращают внимание. Я никогда не упивался похвалами, а старался из этого что-то брать. Поэтому самые ценные высказывания - когда не только общие слова, но и что-то конкретное: что именно понравилось, в каком фильме или спектакле. Когда ругают - тоже: и похвала, и критика должны быть конструктивными. 
- Вы часто ходите в театры, в кино. Для актера это, прямо скажем, не очень типично - интересоваться чужим творчеством.
- Когда смотрю на других, что-то понимаю про себя, причем не только - как надо делать, но и - как не надо. Интересно разобраться, что на сцене или на экране происходит и почему не происходит то, что должно происходить. 
- Многие звезды из вашего театра перебрались в Москву. А вы не подумываете об этом?
- Если пригласят на какую-то работу - я подумаю. Все зависит от того, какой театр, какой режиссер и что за работа. Просто так рвануть в Москву - не хочу. Меня сейчас все устраивает. И мой театр устраивает - я сейчас не очень много там работаю из-за занятости на съемках, но мне работу дают. Меня вот приглашают играть в другие театры - ну и что? Это не помешало мне остаться в моем театре. 
Беседовала Татьяна КИРИЛЛИНА