Недавно Театр им. Ленсовета показал премьеру спектакля «Дракон» по знаменитой пьесе Евгения Шварца. Роль героя по имени Ланцелот, победителя Дракона сыграл артист Сергей Перегудов.
Нужно ли спасать мир?
- "АиФ-Петербург": В пьесе добро побеждает зло, как и положено в сказке. В спектакле финал неоднозначный: по сути Ланцелот, убивший Дракона, сам превращается в диктатора. Победа добра театру кажется невозможной?
- Сергей ПЕРЕГУДОВ: И у Шварца текст неоднозначный, даёт возможность поразмыслить. А идея перерождения положительного героя мне нравится, потому что это - правда жизни. Тому много подтверждений. Если человек одержал победу, ещё неизвестно, как это на него повлияет. Кого-то успех меняет так, что лучше бы его не было. И что самое ужасное - человек своего перерождения не замечает.
- "АиФ-Петербург": А вот в американском кино не боятся показать героя, который спасает мир.
- С. П.: И мы не боимся показать такого героя, но правда жизни иная. Ради кого бороться? За счастье народное? Это слишком расплывчатое понятие. Найдутся люди, которые будут против, которым эта помощь не нужна, что, собственно, и показано в пьесе. Народ говорит спасителю: «Убирайся прочь!»
- "АиФ-Петербург": Потому что в душах этого «сказочного» народа живут привычка к рабству, лицемерие, подлость и трусость?
- С. П.: Ланцелот превращается в Дракона, потому что понимает - души людские невозможно исправить. Он говорит: «Я не тот, что был прежде. В каждом придётся убить Дракона». Убить!
- "АиФ-Петербург": Взять людей в «ежовые рукавицы»?
- С. П.: Не без этого. Страх человека хоть как-то держит, тогда он работает, мыслит. Страх не до такой степени, чтобы стать «подопытным кроликом», а - как тонус. Такова реальность нашей жизни.
Дело в мотивации
- "АиФ-Петербург": Наш народ, совсем как «сказочный», не умеет пользоваться свободой...
- С. П.: Сразу анархия! И свобода, и полная зажатость - всё для нас плохо. Крайности наш человек не понимает, у него срывает голову. Дают 100 кг сахара, нужно хватать всё, потому что неизвестно, что будет дальше. У русского человека печальный опыт, он мудрый, умный, но меркантильный.
- "АиФ-Петербург": А ещё и агрессивный, хамоватый. Сограждан порой побаиваешься.
- С. П.: Согласен. Никто не знает, что друг от друга ожидать. Даже пытаясь кому-то помочь, можешь такое получить в ответ...
Но вот застрял в лесу на машине ночью, и мне до 6 утра посторонний человек помогал выкапываться. Хотя бы за эти мгновенья хочется порадоваться и понять, что всё не так плохо.
- "АиФ-Петербург": В реальной жизни герои есть, а вот на экранах - мало, разве что «менты». Почему?
- С. П.: Мне кажется, дело в мотивации. Ведь нужно за что-то биться, менты вот расследуют преступления. Ну а Ланцелот влюбился в девушку - и всё, появилось стремление спасти её от Дракона. Там ведь такой текст: «Хоть бы она мне понравилась. Если она мне понравится, это так помогает». Любовь помогает в жизни делать всё, не только биться.
- "АиФ-Петербург": Вы играете главную роль в «Агенте особого назначения» - тоже ведь положительный герой, спасающий страну?
- С. П.: В нашем сериале уклон сделан на человеческие отношения, юмор, потому что всей этой борьбой с преступниками уже наелись! В том числе и мы, актёры. Хочется лёгкости, иронии, пусть даже сарказма. В «Агенте» это есть, так что главная задача выполнена.
Всё как всегда
- "АиФ-Петербург": Ваши коллеги-актёры пишут письма против плохой уборки улиц, протекающих крыш. У вас не возникало желания выйти на митинг, написать протестное письмо властям?
- С. П.: Я не говорю, что надо опускать руки и плыть по течению, но надо чётко обрисовать цель. Друзья тоже иногда спрашивают, могу ли я выступить против несправедливости? Ну, хорошо, я пересилю себя, найду внутренние мотивы, пойду. Но обязательно появятся люди, которые всё испортят, и мои силы и время будут потрачены впустую.
А я ими дорожу. Зачем биться с ветряными мельницами, когда можно заняться профессией, семьёй? Да и нельзя сказать, что в нашей жизни всё плохо: нормально, как всегда!
- "АиФ-Петербург": Актёрская профессия даёт знание психологии. Это помогает вам становиться «положительным героем» в жизни?
- С. П.: Помогает. Я переоценил проблемы, хотя изменить точку зрения - это самое сложное. Что-то вообще перестал считать проблемой, а зачем? И так много негативного в жизни, ведь можно уменьшить этот поток, иначе не разгрести.
- "АиФ-Петербург": Почему считается, что сыграть положительного героя - труднее, чем злодея?
- С. П.: Со злодеями более понятно, на чём основана их энергия, стремления. А положительного надо сделать человечным, не пафосным, не скучным, надо найти и понять, в чём он не герой! У Ланцелота такой разукрашенный текст: о любви, о спасении, о счастье для всех, что сегодня в эти слова, даже произнесённые искренне, мало кто поверит.
- "АиФ-Петербург": У вас за спиной - не один десяток фильмов, спектакли. В каком из них вы бы хотели, чтобы вам «поверили»?
- С. П.: Мечты о какой-то конкретной роли у меня нет, потому что, если ты хочешь сказать что-то со сцены или с экрана, это можно уложить в любую хорошую драматургию.
- "АиФ-Петербург": Но в театре сейчас и хорошую драматургию часто подают как развлечение: с песнями, танцами, эротикой.
- С. П.: Всегда советую друзьям, на какой спектакль пойти, а на какой не стоит. И если человек попадёт на хороший спектакль, он понимает, как много может дать театр. Кстати, из всего зала человек 10-15 наверняка оказались в театре в первый раз в жизни, и если видят плохой спектакль - обидно, потому что могут больше не прийти.
Елена ПЕТРОВА