Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

Сергей Перегудов: «Чувства, граничащие с катастрофой, хоть раз в жизни посещают каждого человека»

Вера Николаева,- «Невский театрал», 2014, № 11 (13), декабрь

В ноябре на сцене ТЮЗа им.А.А.Брянцева состоялось вручение высшей петербургской театральной премии «Золотой софит». Артист Театра имени Ленсовета Сергей Перегудов стал лауреатом премии в номинации «Лучшая мужская роль сезона» за исполнение роли Ракитина в спектакле «Все мы прекрасные люди» по пьесе И.С.Тургенева «Месяц в деревне». Мы побеседовали с артистом о муках любви его героя, о блистательной партнёрше Анне Ковальчук и о режиссёре спектакля Юрии Бутусове.

 

-  Где стоит первая в жизни награда за актёрскую работу?

- Дома пока. Но будет стоять у родителей в Волгограде. Вопрос тут мне задали: «Есть ли жизнь после «Софита»?» Отвечаю: есть. Уже наметилось интересное продолжение жизни – распределение на стенке за кулисами будущего спектакля «Женитьба» Гоголя в постановке Юрия Бутусова, где моя фамилия пропечатана рядом с персонажем «Кочкарёв». Никакие премии и награды не должны сбивать с пути, останавливать. Порадовался – и забудь об этой ноше на плечах. Работать, работать и работать!

- Лейтмотивом роли Ракитина в твоём исполнении, мне думается, стали слова его страстного монолога-поучения, обращённого к счастливому сопернику: «Всякая любовь, счастливая, равно как и несчастная, настоящее бедствие, когда ей отдаешься весь... вы еще узнаете, как эти нежные ручки умеют пытать, с какой ласковой заботливостью они по частичкам раздирают сердце... Вы узнаете, что значит принадлежать юбке, что значит быть порабощенным - и как постыдно и томительно это рабство!» Ты такого же мнения о любви, как и твой герой?

- Я с Ракитиным согласен. И я знаю, о чём я говорю на сцене в этой роли. Тургенев ведь сам очень хорошо знал, что это такое, его любимая женщина Полина Виардо была в его жизни и страстью, и счастьем, и рабством, и мукой.  Думаю, что такие чувства, граничащие с катастрофой,  хоть раз в жизни посещают каждого человека. Просто кто-то это глубоко зарывает внутрь, не афиширует.  Поэтому и зрительный зал на нашем спектакле эмоционально откликается  открыто и яростно. 

-  Ракитин  порою терпит от дамы сердца то, что мужчина вытерпеть просто не может. И спасает его от помутнения рассудка чувство юмора, ирония по отношению к самому себе.

- Пьеса вскрывает очень воспалённые фрагменты души человека. Страшная пьеса. Да, градус нашего спектакля благодаря режиссёру Юрию Бутусову таков, что – спасайся, кто как может. Играем так, что вот они рядом – омут, петля, пистолет, ружьё, всё может быть. Время тургеневское было такое, что он вынужден был писать нежным, сдержанным, витиеватым языком, прикрывая литературной фразой весь ужас,  который происходит в душе и в теле каждого из героев пьесы. Героев разрывает на части, катастрофа с людьми происходит, ужас кромешный, а Тургенев облекает это в форму кружев словесных, припорошенных лёгким флёром, дуновением ветерка. Так эту жестокую пьесу и ставят, как правило, и вся горечь и боль остаются глубоко-глубоко в подтексте. Не видно и не слышно. А Бутусов все эти страсти вытащил на первый план. У него получилось соединить сегодняшний ритм жизни людей, сидящих в зале,  с огромной болью и ужасом неразрешимых вопросов любви.

- Поэтому   он и название спектакля поменял на «Все мы прекрасные люди»?

- Конечно. Мы все прекрасные люди, но почему же мы так несчастны, почему же мы так страдаем? Что же нас так корёжит, где же гармония и счастье? В этой истории все герои расползлись по углам обессиленные, еле ноги унесли.

- Ваш дуэт с Анной Ковальчук - Натальей Петровной стал настоящим открытием спектакля, не помню, чтобы эта пара тургеневских героев была так ярка и притягательна. От партнёрши ожидали такой самоотдачи?

- Мы с Аней по сцене и по жизни знакомы давно. И, мне думается, до сих пор она себя всегда немножечко дистанцировала, отделяла от персонажа, не выплёскивала на публику все свои потаённые движения души, свои проблемы во взаимоотношениях с миром. В этом спектакле Бутусов поставил перед ней такие задачи, что она бросилась как в омут с головой, рассказала о СЕБЕ как о женщине, включила исповедальное начало. Роль, режиссёр и партнёры вывели её на такой градус искренности, которому она сама, я уверен, удивилась.

- Недаром в одном из интервью актриса сказала: «После работы с Бутусовым я другой человек».

- Тургенев с Бутусовым Аню переворошили, конечно, и это здорово. Театр ведь может быть по форме и по содержанию каким угодно – одним нравится редиска, а другие без ума от клубники, пожалуйста. Но театр настоящий только тогда, когда у артиста есть внутренняя правда, сила и честность, когда он говорит про свой нарыв и надрыв. Нас на курсе учили – и Пази, и Бутусов, - что артист должен выходить на площадку с ощущением, что он не может не выйти. Не может не сказать чего-то важного, главного, нужного людям. Иначе и затеваться не нужно. Может быть, звучит пафосно и высокопарно, но я понимаю, о чём я говорю. И стараюсь делать именно так.  

Текст: Вера Николаева

 

Человек родился!

Поздравляем главного администратора Диану Черепанову с рождением сына!

Поздравляем!

Поздравляем Юрия Николаевича БУТУСОВА с вручением ему премии "ЗОЛОТАЯ МАСКА" в номинации "ДРАМА/РАБОТА РЕЖИССЕРА" за спектакль «Дядя Ваня»!

Поздравляем!

Поздравляем з.а.России Елену Комиссаренко с юбилеем!

Проект «Золотая Маска в городе»

8 апреля в 14:00 в Москвариуме на ВДНХ состоялся бесплатный показ спектакля «Птицы».

Изменения в репертуаре

Уважаемые зрители! Вместо спектакля «LIEBE. SCHILLER» на Малой сцене 18 июня пойдет спектакль «МЕДЕЯ», 19 июня пойдет спектакль «СВОБОДНАЯ ПАРА», 20 июня пойдет спектакль «ТЕЛО ГЕКТОРА». Приносим свои извинения!

Мы в социальных сетях:

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр