Top.Mail.Ru

Сергей МИГИЦКО: «Я до сих пор очень наивный человек»

Игорь Карасёв, Елена Ливси,- «Комсомольская правда - СПб», 2008, 23 апреля

Знаменитый артист отмечает 55-летний юбилей

 

Сергея Мигицко раз увидишь - не забудешь. Высокий, колоритный - «фактурный», как любят говорить режиссеры. Родом из Одессы, он до сих пор выделяется среди сдержанных петербуржцев какой-то безудержностью. Не смеется - заразительно хохочет! Шутит - невольно тоже начинаешь хохотать вместе с ним. И дело не столько в том, что говорит, а в том - как. Артист, одним словом. Накануне дня рождения Сергей Григорьевич поделился с «КП» своими воспоминаниями.

- День рождения буду отмечать в узком семейном кругу, - поделился юбилейными планами актер. - А на следующий день после спектакля накрою стол в театре. 
- Никаких сюрпризов от городских властей не ожидается? Все-таки круглая дата...
- Мне об этом ничего не известно. Но всем сюрпризам буду рад.

 

Хотел быть моряком

- Я очень хотел освоить профессию актера, - рассказывает Мигицко. - Я вырос в Одессе, и в пору моей юности там было несколько очень хороших театров. И мне страшно нравилась эта граница «зритель - актер», после спектакля - единение между актерами и залом. Генетически у меня всегда была страсть к показу. Я очень люблю перевоплощаться в разных людей. Это со школы. Папа у меня человек военный, он хотел, чтобы я сделал военную карьеру. Сам я сначала мечтал о море, потому что это же Одесса. В Одессе было очень много мореходных училищ. Иногда пацан заканчивал восьмой класс сопливым пацаном, а осенью заходил в школу - в бушлате, в шапке, от него пахло табаком, иногда пивом - настоящим мужчиной. У меня бы импульсы бросить школу, пойти в мореходное училище. До сих пор лучше моря я не знаю ничего вообще. Вот пример. Я уже приехал поступать в театральный институт, поселился в общежитии, и первым делом побежал спрашивать, где здесь море находится. Общежитие было на берегу залива, идти до воды три минуты. И вот, помню, я заглянул в воду и не увидел там ни одного живого организма. В Черном море везде плавают рачки, рыбки - здесь не плавало ничего вообще. Все свободное время я проводил именно там.

 

 

В театре главное атмосфера

- Профессия актера - очень тяжелый труд... 
- У меня учитель был - трудоголик, Игорь Петрович Владимиров. Он был из плеяды великих. Товстоногов, Агамирзян, Корогодский... Из тех режиссеров, которые еще обладали педагогическими навыками. Владимиров мог репетировать ночами напролет. Если у него шло - он не мог остановиться. Около него «спать» было невозможно. Он заряжал своей энергией. Вот весь ответ на вопрос - что такой труд в театре. 
Алиса Бруновна Фрейндлих. Никто даже понятия не имеет, насколько за обратной стороной успеха это великой актрисы, замечательной хрупкой женщины стоит труд. Алиса Фрейндлих, когда репетировала, падала в обморок. Она всегда работала с полной выкладкой. Ни одной проходной репетиции! Появлялась Алиса Бруновна, со своей сигареткой и маленькой карманной пепельничкой, и все знали: сейчас начнется пахота. 
Рядом с такими людьми невозможно было оставаться немым свидетелем происходящего.

 

Петербург меня адаптировал

- Помогал ли вам одесский юмор в Петербурге?
- Постоянно. Я приехал такой открытый мальчик, «ужаленный» солнышком одесским. Питер мне очень понравился. Я уже потом, через много лет, когда сыграл Андерсена, понял: он был такой андерсеновский город. Здесь ходили бабушки в белых панамках, сидели в мороженницах, подолгу ели мороженое, попивали кофе. Везде были кофейни. Ходили странные девушки. Был «Сайгон», который стал моим вторым домом. Люди были приторможенные. В Одессе шум смолкал, только когда уже из сил выбивались. А здесь люди были тихие, аморфные, рассудительные. Потом уже, через много лет я понял, что это за город, как он повлиял на меня. По этим мостовым, по этим паркам, храмам ходили величайшие люди. Я уверен, что все это сказывается на самом Петербурге. Это город особый. Я никогда отсюда не уеду, хотя были предложения... Но мне очень нравится Питер. Я был не сдержан, и часто за это получал «по мордам», в переносном смысле. Питер меня адаптировал. Я себя называю или «одессит, живущий в Петербурге», или «петербуржец родом из Одессы».

 

 

Мой Андерсен не субтильный

- А вас, «одессита, живущего в Петербурге», легко разыграть? Была у вас какая-то история с Рязановым... - Я, несмотря ни на что, продолжаю быть наивным человеком. И меня очень легко разыграть. А та история, которой вы говорите, очень хорошая. Я уже был утвержден на Андерсена. Рязанов, изменив голос, позвонил и сказал: «Вас беспокоят с такой-то студии, мы предлагаем вам роль...» Я отвечаю: «Понимаете, я не могу - уже утвержден на роль Андерсена...» - «Да наплюйте вы на этого Андерсена! Сколько они вам заплатят? Ну сколько они вам заплатят? Мы заплатим в три раза больше!». Я: «Там режиссер Эльдар Рязанов...» - «А кто такой Эльдар Рязанов?! Кто он такой?!» Я: «Я подумаю...» - тут Рязанов признался: «Ах, ты подумаешь?!» Конечно, «я подумаю» - это «нет». Не каждый день тебе предлагают сыграть Андерсена. Сначала я там рядом не стоял вообще. Мне предлагали маленькую роль Мельхиора. Когда я прочитал сценарий, подумал: «Счастливый артист, который снимется в роли Андерсена». Когда фотограф начал меня снимать, все стали перешептываться - я оказался похож на Андерсена. Но не сразу было принято решение. Мы с моим партнером Стасом Рединским (он играл Андерсена в молодости) полфильма переиграли на пробах. Я пробовался со многими актерами. С Кристиной Орбакайте - она пробовалась на главную женскую роль. Потрясающая Кристина! До сих пор вижу ее лицо: красивое, талантливое. Но утвердили тоже замечательную Женечку Крюкову. Вот так бывает в кино. Боже мой, а сколько раз в жизни пробовался я, а утверждали других. Даже не десятки ролей. Приезжал на пробы, мне страшно нравилась роль, я играл... а потом - дулю. 
- А почему Рязанов так долго думал насчет вас?

- Вообще-то у Рязанова идея была простая, он и не скрывал. Он хотел найти одного артиста, скорей всего, молодого, чтобы тот играл и молодого, и старого. Говорят, Андерсен был субтильный, и не менялся: и мальчиком был таким, и взрослым дяденькой. Роль Мельхиора исполнил потом бывший артист МХАТа Володя Пинчевский. Он женился на датчанке, и сейчас живет в Дании, уже много лет. Мы снимали сцену «Андерсен и дети» (а у Андерсена своих детей не было, и как говорят историки, он их не очень любил). И вот Андерсен возится с детьми, тискает их, подкидывает. Володя снял это на любительскую камеру и показал жене. А жена из очень знатной датской семьи. Она посмотрела и говорит: этого не может быть! Потому что Андерсен был субтильный. Он не то что ребенка - он котенка не мог подкинуть. Вот таким Андерсен предстает в голове у датчанина. О таком артисте и мечтал Рязанов. Видимо, не мог найти. А когда появилась наша пара со Стасом, а мы очень похожи, режиссер пошел на такое решение взять двух актеров. Сначала Рязанов спросил, нет ли у меня сына. Я ответил: «нет, но я понял, на что вы намекаете». И дал координаты Стаса.

 

Люди узнают себя

- Ну конечно, Андерсен субтильный, а вы рослый. 
- Я на самом деле не сильно рослый и мощный. Если снять с меня рубашку... 
- А какой у вас рост? 
- Метр 94 сантиметра. 
- Почти Киркорова догоняете! 
- Если уж вы заговорили о Филиппе... Десять лет назад я играл с Олегом Меньшиковым в «Горе о ума», в Москве. Это был мой первый опыт не в Питере. Я с удовольствием вспоминаю эти два года, потом что спектакль был хороший. И хороший был Меньшиков, который создал коллектив, и сам блестяще играл Чацкого. А Киркорову очень нравился это спектакль. Он приходил на него несколько раз. И просил Меньшикова, чтобы он дал ему сыграть хоть кого-нибудь. «Олег, если ты мне скажешь, кого играть - я с удовольствием буду играть!» Он вообще эмоциональный парень. Ну как парень - мужчина уже взрослый. Очень эмоциональный человек, с хорошим чувством юмора. И вот ему очень нравилась атмосфера нашего спектакля. 
- Почему играли-то всего два года? 
- Я думаю, Олег пошел по пути английских и американских театральных компаний. Там поиграл - и хватит. Даже если спектакль находится на пике. 
- Но есть же спектакли-долгожители. Например, ваша «Интимная жизнь». И народ ходит! 
- Мы слишком любим этот спектакль, чтобы с ним расстаться. Он очень долго репетировался, и потом, когда уже шел, все эти годы в него что-то привносилось, привносилось... Люди подходят и говорят: «Вы меня ловко изобразили!» А я не его имел в виду, и не его дядю. Но каждый человек там находит себя. Однажды пришла интеллигентная пара. Когда супруги уходили, жена подмигнула: «Здорово вы моего мужа показали!»

 

Прославлюсь как отец Кати Мигицко

- В арсенале каждого артиста случается хоть одна женская роль...
- Мне довелось сыграть Атаманшу в «Снежной Королеве». Я потерял из-за этого много волос. У меня всегда были длинные волосы. Первые пять или десять спектаклей мне их взбивали, начесывали, поливали лаком... Много вылезло моих прекрасных одесских волос! Потом додумались надеть на меня парик. Женская красота требует жертв - я с этим очень плотно столкнулся. Напишите: Мигицко очень любит женщин, ценит женскую красоту, чуткость, внимание, обаяние, и тонкий женский ум. 
- Вот вы говорите, что не уедете из Петербурга. А ваша старшая дочь Катя уже наполовину москвичка...
- Не наполовину - она москвичка. Она сама приняла такое решение. Она выбирала между МХАТом и «Щукой». Я рад, что она закончила именно Щукинское училище. Там атмосфера, о которой мы уже говорили. Там все друг друга знают, здороваются, подбадривают. А потом она попала в «Ленком». Она играет рядом с Инной Михайловной Чуриковой, с Олегом Ивановичем Янковским, со Збруевым... Ну куда еще?! Марк Анатольевич Захаров, один из моих любимых режиссеров, перед кем я снимаю шляпу, один раз здорово пошутил: «Вы знаете, что потом про вас напишут? «Он был отцом Кати Мигицко». 
- Чем увлекается ваша младшая дочь Аня? 
- Учится в школе, ей 14 неполных лет. Увлекается акробатическим рок-н-роллом. Сейчас учится играть на гитаре и фортепиано. Уже сыграла настоящую роль со словами в театре, в недавней премьере «Найт энд дэй». Ее маму играет Аня Ковальчук, папу Саша Новиков.

 

Зенитовцы любят театр

- Все знают о вашем отношении к «Зениту». 
- Когда Сергей Григорьевич приходит на стадион и видит 25 тысяч людей сине-голубого цвета, о чем еще может мечтать Сергей Григорьевич? В день игры «Зенита» я стараюсь освободиться от спектакля. А если не получается, прихожу хотя бы на один тайм. Это особая атмосфера, люди все равны. 
- Дружите с футболистами? 
- Разница в возрасте, может, и не позволяет близко дружить. Но я очень люблю Андрюшу Аршавина. У нас с ним похожа психофизика. Он прекрасно просекает юмор. Очень умный, начитанный парень, как сейчас говорят - продвинутый. Очень любит театр. И его супруга Юля большая театралка. Вообще в театр ходят все футболисты, насколько я знаю. Малафеев большой театрал. Горшков, Анюков, Радимов... 
Беседу вели Игорь Карасёв, Елена Ливси