Мигицко действительно не такой, как все. Так и ждешь, что вдруг вытащит из кармана лягушку, а та возьми да и обернись царевной. Или, осерчав на колкий вопрос журналиста, превратит тебя в статую на веки вечные. Одно слово - сказочник.
Только он не скрипит гусиным пером по бумаге при огарке свечи, а играет взрослые сказки на сцене Театра имени Ленсовета. Но от наметанного режиссерского взгляда Эльдара Рязанова еще ни один талант не уходил: взглянув на «раздолбая» Мигицко, прибывшего пробоваться на маленькую роль, сразу заявил: «Ребята, это же Андерсен приехал!» И не ошибся. Питерский зритель это подтвердил, отдав Андерсену-Мигицко свой голос на фестивале «Виват кино России!» за лучшую мужскую роль.
Чудодей Рязанов
- Рязанов стал для вас добрым волшебником или злым? Говорят, он с артистами крут, а по поводу вас признавался, что вы больше остальных нуждались в режиссерской направляющей руке.
- Не всегда добрые волшебники улыбаются и раздают конфетки. У нас на съемках была настоящая военно-полевая обстановка. Эльдар Александрович был заведен, он на эту картину сделал очень большую ставку. И если видел возле себя любого члена группы, который выбивался из его ритма, был с ним строг. Но на это обижаться нельзя. Нужно сказать: «Извините, профессор, был неправ!» И могу подписаться под тем, что Рязанов оказался в моей жизни добрым волшебником, который подарил такую работу.
- Ощутили приступ зрительской любви после Андерсена?
- Ко мне подходят в разных городах самые разные люди, благодарят, задают вопросы. Иногда смешные: девушки-студентки интересуются, например, женат ли мой коллега Станислав Рягинский, игравший Андерсена в молодости.
- Моя мама, учительница русского и литературы, посмотрев этот фильм, сказала, что единственные люди, подробности чьей жизни не стоило бы раскрывать, это сказочники. Ощущение чуда и сказки исчезает.
- Не согласен. Когда мы читаем книги Гоголя, зная при этом его непростую жизнь, мы же не ассоциируем ее, например, с обстоятельствами «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Картина снималась не для того, чтобы разрушить созданный у нас портрет доброго дяди Андерсена, который гладил детишек по головке. Думаю, отношение людей к великому сказочнику после фильма не изменится.
Верная бабушка
- У вас в жизни была своя «Арина Родионовна»?
- Можно и так сказать. Мое детство пришлось на 50-е годы, когда вся страна работала над созиданием светлого будущего, и родители мои, как все, трудились с утра до ночи. Я оставался на попечении бабушки, которая была еще довольно молодой, энергичной, яркой женщиной. И она очень любила детей. В наше сумбурное время любовь к детям странно трансформировалась: мы им покупаем игрушки, компьютеры, опережая друг друга в оригинальности и цене. А тогда это была любовь квочки к цыплятам, желание окутать нежностью, теплом. Сколько бабушка мне спела песен, рассказала на ночь сказок - и существующих, и выдуманных. До сих пор помню мышонка и ежа, которые вместе куда-то бежали. А еще совместную мамино-бабушкину сказку про девочку-сироту, которая в сочельник бродила голодная-холодная, и ее увидели, дали хлеба, конфет, колбаски. И я представлял, какую именно колбаску дали девочке, какой был свежий хлеб... Ведь тогда мультиков было всего два. Первый - про игрушки, играющие в футбол и водное поло. Второй, музыкальный - про кукурузу (в то время Хрущев всех зазывал в кукурузные поля). Эти два мультика крутили бесконечно.
- Сказки рассказанные, а не показанные по телеку, здорово развивают воображение...
- С этим у меня с детства было все в порядке. Сочинял рассказы, даже написал пьесу про то, как 3-й «Б» встречает Новый год. Моя жизнь была лицедейской. Мальчик из интеллигентной семьи выходил из дома наглаженный, с галстучком. С ноября обязательны были кальсоны, которых я жутко стеснялся, самое страшное было снимать брюки в раздевалке перед физкультурой. И вот этот примерный мальчик обожал шум, розыгрыши. До того доигрался, что в шестом классе встал вопрос о моем исключении из школы. Или - сказала директор - пускай родители сидят с ним на уроках. В течение недели моя бабушка сидела со мной за партой и осаживала меня, как молодого коня.
Подвиги гадкого утенка
- Высокий блондин с голубыми глазами - вряд ли вы были «гадким утенком»!
- Ошибаетесь. У нас как раз очень ценились среднего роста крепкие брюнеты с карими глазами. А я был длинный, тощий, с очень белыми волосами, и никто меня не обожал. Прибавьте прыщавое юношеское лицо и заикание (в детстве сильно испугали). Я себя чувствовал крайне неуверенно. Где я мог выделиться из толпы крепких и кареглазых, так это в художественной самодеятельности: пел под гитару, играл и рассказывал анекдоты, как никто другой.
- И первая любовь была завоевана?
- У меня в школе было не меньше четырех объектов страсти. На одной даже чуть не женился. Но потом я уехал учиться в Ленинград, она осталась в Одессе, и пути разошлись.
Любовь в моем сердце жила всегда. Из глубины третьего класса всплывает первое свидание: бабушка мне дала десять копеек. На них можно было купить пару порций дешевого мороженого, сходить в кино. Сжимая в кулаке большие деньги, отправился со своей дамой гулять. В Одессе раньше работал фуникулер, две старые кабинки курсировали между бульваром и портом. Мы решили на нем покататься. А я так сильно волновался, что рука дрожала, и я уронил монету в шахту фуникулера. Было ужасно страшно, но я полез в шахту трехметровой глубины, нашел в грязи свою монету. Конечно, в глазах одноклассницы Марины я после этого был по меньшей мере Ален Делон. А к моей первой супруге, жившей в общежитии на Пражской, мы с другом забирались на седьмой этаж по пожарной лестнице. Когда гормон гуляет по молодому организму, человек совершает сумасшедшие вещи. Всегда в состоянии влюбленности мог горы свернуть, без сна и усталости репетировать, играть, бродить и снова играть. А сейчас уже понимаю, что мне поздновато садиться на коня и ехать на другой конец Европы кого-то завоевывать. Просто могу про себя отметить: вон идет яркая, красивая женщина, кому-то повезет. Или не повезет!
«Я не умею ненавидеть»
- Безответное чувство, как у Андерсена, настигало?
- Конечно. Об этом не нужно вспоминать. И не нужно никаких советов давать влюбленным. Человек должен через все это пройти. А мне давали рецепты: покажи себя, развернись, чем меньше женщину мы любим, тем легче... Это все припарки. Мой совет всем: влюбляйтесь чаще и сильнее!
- Вас когда-нибудь оценивали с точки зрения толщины кошелька и меняли на деньги?
- Да. Было время, когда со многими такое происходило. Но если меня кто-то недооценивает и говорит, что все, что я делаю - чепуха, могу потуже затянуть ремень и продолжаю заниматься своим делом с еще большей энергией.
В таких случаях беру паузу, чтобы все взвесить, послушать себя. Нельзя рубить с плеча, скатиться, пуститься во все тяжкие.
- Не было искушения срочно заработать золотые горы в дешевых сериалах и рекламах?
- Да не провоцируйте вы меня: я в рекламе снимался всегда, потому что всегда нужны были деньги, которых в театре не платили. Правда, старался не рекламировать презервативы, хотя и в этом ничего плохого нет. Даже голливудские артисты в момент простоя развлекали гостей на праздниках. И в сериалах снимался, например, в двух сериях «Ментов». Снимают быстро, прекрасные партнеры, да еще и хорошо кормят на площадке!
- Попадал ли вам в сердце осколок Снежной Королевы - обиды на весь мир?
- Нет. Не могу вообще ненавидеть, я человек православный. Всегда желаю добра даже тому, с кем мы расходимся. А во всех бедах виню только себя. Постоянно роюсь в себе, вспоминаю, кому что обещал и чего не сделал. Да, я похож на Андерсена. Когда я приезжал на съемки из Питера, Эльдар Рязанов видел меня смеющимся, кокетничающим с женщинами, сыплющим анекдотами. Он, видимо, боялся, смогу ли я сыграть совершенно противоположный образ. Но я уловил его недоверчивый взгляд, попросил поговорить наедине. И убедил: «Не сомневайтесь. На самом деле я совсем не такой, каким вы меня видите».
Есть у Мигицко еще одно сходство со сказочником, помимо внешности и характера: он всегда мечтал о своем доме, но очень долго скитался по коммуналкам, и свою квартиру обрел довольно поздно.
А в личной жизни у питерского Андерсена все вовсе не так, как у датского. Жена не имеет никакого отношения к театру: он не представляет, как это весь день нос к носу, да потом еще и дома. Есть две замечательные дочки - правда от разных браков.
«Бог дает мне дочерей, видимо, потому, что мне очень нравится это создание Всевышнего - женщина». Старшая Катя актриса, играет в московском Ленкоме. Младшей тринадцать, Анечка присматривается к актерскому делу, в том числе она делала это и на съемках «Андерсена».
Марина Полубарьева