Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

СЕРГЕЙ МИГИЦКО: "Такую роль в пижаме не сыграешь"

Светлана Мазурова,- «Культура», 2007, № 3, 25 - 31 января

На экраны вышел новый фильм Эльдара Рязанова "Андерсен. Жизнь без любви". Главную роль - Ханса Кристиана Андерсена в зрелом возрасте - сыграл петербуржец, народный артист России, ведущий актер Театра имени Ленсовета Сергей МИГИЦКО. Он сыграл в кино более двух десятков ролей, но в основном они были небольшими - в фильмах "Инкогнито из Петербурга", "Дорогое удовольствие", "Мой муж - инопланетянин", "Жизнь с идиотом", "Доктор Живаго" (Гордон)... 
- Сергей Григорьевич, как вы попали к Рязанову. Раздался телефонный звонок? 
- Рязанов - очень остроумный человек, и он меня разыграл, я вам позже расскажу об этом... Мы встретились на торжестве у нашего общего товарища, где Эльдар Александрович сказал мне, что приступает к работе над картиной "Андерсен", добавив: "Роль Андерсена, к сожалению, предложить вам не могу, поскольку у меня уже есть видение этого образа, но имеется небольшая, зато яркая роль..." Очень быстро прислали сценарий, он мне понравился: грамотно, мудро, толково, мастерски написан в две руки - Ираклием Квирикадзе и Эльдаром Рязановым. 
Когда я приехал фотографироваться в гриме моего маленького персонажа, вдруг увидели, что Мигицко похож на изображение великого сказочника на портретах, гравюрах. И тут уже началась новая страница в моей жизни: примерки, наброски, гримы, бесконечные пробы. К началу фильма я прошел огонь, воду и медные трубы. 
Что же касается розыгрыша... Действительно, Эльдар Александрович мастерски это сделал. Когда он уже утвердил меня на Андерсена и ждали начала съемок, кто-то позвонил мне (а это был он, хитро изменив голос!), представился каким-то режиссером и стал приглашать меня сняться в какой-то картине - тоже на "Мосфильме" и в это же время, сулить гонорары. 
"К большому сожалению, не могу, - сказал я, - поскольку дал согласие Эльдару Рязанову". - "Да бросьте! Разве это режиссер? Снимитесь у меня". 
И я "повелся", стал объяснять... Очень грамотно он меня разыграл. 
- А кто сыграл "вашу" роль? 
- Мельхиора, еврея, пострадавшего во время погрома, сыграл бывший мхатовец Владимир Пинчевский. Очень симпатичный, хороший актер. Сейчас он живет в Дании, женился на датской подданной. 
- Правда, что именно вы нашли актера на роль юного Андерсена? 
- Да. Когда спросили, нет ли у меня сына, я, понимая, откуда дует ветер, сказал: сына нет, но знаю одного артиста, который очень на меня похож. Назвал Станислава Рядинского. Стас работает в Ленкоме, вместе с моей дочерью Катей. Эльдар Александрович хотел быть уверенным абсолютно в безукоризненном выборе артистов. Пробы у него такие подробные! Я на них ездил, уже как на съемки. 
- В фильме снялась и ваша дочь. 
- Дочь в картину Рязанова я не протежировал. У нее есть агент (у молодежи сейчас модно иметь агента), вот он и рекомендовал ее на эпизод. Катя прошла фотоотбор. Без меня. Физиономически понравилась. И когда дошла до Рязанова, он спросил: "Как ваша фамилия?" - "Мигицко". - "А вы не..?" - "Да". Сцену "Принцесса и Свинопас" снимали три или четыре дня, хотя длится она несколько минут. Мне было очень приятно услышать от Эльдара Александровича: "У тебя хорошая дочь. Она украсила эпизод". 
- Снимали фильм не только в Петербурге? 
- Первую половину - в Петербурге. Мы должны были поехать в Данию, но, видимо, просчитав "дебет с кредитом", продюсер пришел в ужас. Дания - страна дорогая, нас - огромное число. Поэтому решили снимать Копенгаген в Петербурге. И, как видите, получилось не хуже. Здесь нас пустили везде: в Юсуповский дворец, Инженерный замок, Екатерининский дворец в Пушкине, снимали в Кронштадте, Гатчине. Не думаю, что в датских музеях нас встречали бы с плакатами "Добро пожаловать!" 
Когда Эльдар Александрович прибыл в Петербург, то вызвал меня на разговор. Он взял мое театральное расписание, свое киношное и быстро-быстро (я еще не видел, чтобы кто-то так быстро писал!) составил мне график на месяц. Этот интересный документ лежит у меня дома, его можно публиковать за гонорар! Там все расписано до минут: когда Мигицко спит, встает, завтракает, снимается в кино, репетирует в театре, играет спектакль, репетирует танец с Васильевым в Вагановском училище... 
- Здесь, пожалуйста, поподробнее о танце с Васильевым. 
- Когда Владимир Викторович показал комбинацию, я сказал, что мне поздно танцевать в таком ритме, едва ли я смогу успеть выучить. Он, может, и обиделся. Я бы тоже на его месте обиделся. Ведь Рязанов поставил задачу не кому-то, а Васильеву! Это высший класс. Мы начали работать. 
Месяц Васильев нас дрессировал, а когда уезжал, давал задание балетмейстеру Косте Заклинскому, выдающемуся танцовщику в прошлом. 
- Вы ведь специально для этого фильма выучились еще и верховой езде и впервые в жизни встали на коньки? 
- Мне предстояло проехать в кадре на лошади в роли короля Дании. Честно скажу, я не легкомысленно отнесся к этому эпизоду, а у меня все не было времени пойти в конно-спортивную школу. И, как назло, самая первая съемка - выезд короля. Так я впервые в жизни сел на лошадь. Конечно, сел, как мешок с гвоздями, а лошадь оказалась не самой спокойной, норовистой. Трясся я на ней ужасно. Эльдар Александрович устроил мне разнос, причем публичный, в микрофон, в присутствии огромного числа людей. Монолог минут на 15. После такого в театре обычно аплодируют. Мне было очень стыдно. 
- Еще бы, народный артист, любимец петербургских театралов! 
- Разнося артиста, Эльдар Александрович меньше всего думает о званиях, титулах. Наверное, он был прав. Хотя я не ожидал. Тем более по телефону мне сказали, что ехать на лошади не надо, надо только слезть с нее... Приехав в Питер, я пошел в конно-спортивную школу. Не могу сказать, что там все было сахаром. Конь, на котором мне нужно было сниматься (звали его Граф Шувалов), оказался очень вредным молодым жеребцом и не выполнил ни одной моей команды еще там, в манеже. Терпел-терпел меня и однажды высадил из седла. Я упал, сильно испугался. Но на этом мои занятия не закончились. Мне привели другую лошадку, хорошую, покладистую, на ней я и учился. А уже во время съемок ездил на замечательном коне по имени Байкал, который работает артистом в Мариинском театре, выступает в операх. 
Что же касается коньков... Я никогда в жизни прежде на них не стоял. Эльдар Александрович требовал, чтобы я научился кататься безукоризненно. Слава богу, у меня есть друзья в мире фигурного катания, они мне помогли. Потрясающий тренер Наташа Павлова занималась со мной, как с ребенком. Первые три занятия я не мог оторвать руки от бортика. Много раз падал. Меня знали, наверное, все работники нашего "Юбилейного". Однажды я был на катке совсем один и вдруг услышал голос по радио: "Согни ноги!" Плющенко! Оказывается, Женя был в радиоложе и увидел мои страдания (мы с ним знакомы). А потом в прессе разнеслось, что сам Плющенко учил Мигицко катанию. В конце концов, несмотря на мои бесчисленные падения на тренировках (даже ногу травмировал), на съемках я ни разу не упал. 
- Нелегко пришлось вам! И долго все это длилось? 
- Трудно было, безусловно. У меня в то время был личный рекорд: провел в поезде подряд ночей десять. В Петербурге выпускался спектакль "Приглашение в замок". Репетиции в театре, пробы в Москве... Долго? Такие роли быстро сделать невозможно. Надо было многое прочитать, пропустить через себя, выстрадать... 
На съемках было много людей, много эпизодических ролей, массовка. Было очень холодно и было жарко. Снимали в море - шторм, качало. На заливе ходил целый день чуть ли не по шею в воде, в гидрокостюме, носил Женю Крюкову на руках. Все было. Я прошел бы этот путь еще раз, потому что результат какой! В пижаме и домашних тапочках такую роль сыграть нельзя. Там человек с большой буквы, который страдал, творил. 
- Сергей Григорьевич, в фильме я, зная вас по театральным работам, увидела ваш фирменный почерк, ваши "штучки", находки. Выходит, Рязанов принял ваши предложения? 
- Я всегда приношу свое - много, кучу! - и в театре, и в кино. Артист и должен заниматься поисками, обрастать "мясом" - находками, приспособлениями, фантазиями, не должен молчать на репетициях, а режиссер может отказать мне или не отказать. Ведь режиссеры бывают разные. Мой учитель Игорь Петрович Владимиров был громаднейшим фантазером, научил меня многому. Он подбрасывал артисту множество приспособлений... Или, скажем, в недавней премьере нашего театра "На всякого мудреца довольно простоты" мы с молодым режиссером Василием Сениным смело заменили стихи, которые у Островского читает мой герой, оперными ариями, что, на мой взгляд, очень хорошо ложится на роль, Крутицкий у нас певун! Я рос в офицерской семье и помню, как сослуживцы отца приходили к нам и, слегка перекусив, очень хорошо пели на разные голоса. 
Не буду говорить, что я предлагал Рязанову. Эльдар Александрович любит, когда артист фантазирует. Сначала я об этом не знал и как собака смотрел ему в глаза. Но потом, когда прочитал в его взгляде: "Хватит смотреть, включай свою фантазию!" - я стал смелее, начал сочинять. А он уже смотрел, отбирал, оживлял... 
- Теперь, наверное, и предложения ролей вам посыпятся... 
- Поймите, артист работает не для того, чтобы его приглашали. Сегодня меня интересует не количество приглашений, а качество моей работы и качество предложений, если они есть. Это будучи 20-летним артистом я ходил по студиям страны, хлопотал лицом, заглядывал в глаза режиссерам, отдавал бесчисленное количество своих фотографий каким-то незнакомым ассистентам. У меня были такие случаи! Однажды наш театр был на гастролях в Сочи, после спектакля, где я играл осла, ко мне подошла молодая ассистентка (по-моему, с "Беларусьфильма"): "Дай свою фотографию, я покажу режиссеру". Дал. Потом: "А еще?" Принес еще. "Давай все!" Я все свои фотографии отдал ей и больше никогда в жизни ее не видел. 
Я проходил пробы, в том числе и у известных мастеров, не хочу называть их фамилии. И потом люди не звонили мне, не то что не извинялись, даже не сообщали, что взяли на роль другого артиста. Через все это я прошел. Ни на кого не обижаюсь, дай бог здоровья всем. Просто наша профессия предполагает огромные психофизические затраты. И конечно, нужно друг друга щадить, подбадривать, как можно чаще хвалить. Мой герой Фредерик Леметр в спектакле "Фредерик, или Бульвар преступлений" говорит: "Артисты торгуют иллюзиями. Но, по крайней мере, получают за это аплодисменты". Эти слова принадлежат замечательному драматургу Шмитту. 
Беседу вела Светлана Мазурова

 

ЗОЛОТОЙ СОФИТ

Объявлены номинанты Высшей театральной премии «Золотой Софит» сезон 2016-2017гг.

Подробнее

Человек родился!

Поздравляем Юрия БУТУСОВА и его жену Марию с рождением сына!

Закрытие сезона

Уважаемые зрители! 6 июля театр закрыл сезон. Новый сезон откроется 9 сентября спектаклем Юрия Бутусова "ГОРОД.ЖЕНИТЬБА.ГОГОЛЬ.". Касса театра откроется 9 августа. Билеты можно купить на сайте театра и во всех кассах города. Ждем вас на наших спектаклях!

Тартюф

Уважаемые зрители! Открыта продажа билетов на предпремьерный показ спектакля «Тартюф» 10 ноября в 19.00. Стоимость - 500 рублей. Билеты на сайте, в кассе театра и во всех кассах города. Открыта продажа на премьеру спектакля «Тартюф» на 11 и 12 ноября, начало в 19.00.

Гастроли в Москве

29 июня спектакль «СОН ОБ ОСЕНИ» был показан на сцене Московского Губернского театра в рамках летнего фестиваля «Сезон Станиславского».

Мы в социальных сетях:

Наши партнеры:

Туристическая компания Im Voyager" Телеканал Санкт-Петербург
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр