Top.Mail.Ru

СЕРГЕЙ МИГИЦКО: «ГЛАВНОЕ - НЕ ЗАСИДЕТЬСЯ, НЕ ОСТАНОВИТЬСЯ...»

Александр УРЕС,- «Невское время», 2003, 24 апреля

Труппа хорошего театра - это всегда семья. Нынче в семье Академического театра имени Ленсовета праздник, день рождения. Сергею Мигицко - 50. Петербургский одессит, народный артист России, ученик Игоря Владимирова, почти всю творческую жизнь провел на сцене Театра имени Ленсовета. У кого не появлялось невольной улыбки при взгляде на эту "готическую", долговязую фигуру, удлиненное лицо человека красивого и трогательного одновременно. Поэтому и герои его, будь то сказочные или вполне взрослые, вызывают улыбку и восхищение в одно и то же время...
- Как вы отвечаете на вопрос, кто вы по профессии?
- Я никогда не говорю, подняв бровь: "Я, знаете ли, артист!" Говорю: у меня очень сложная, экзотическая, редкая профессия. И человек начинает гадать: кто же он такой? Когда знакомился с девушками и старался им понравиться, сам придумывал что-нибудь экзотическое - океанолог, военный ныряльщик... Однажды в Сочи в санатории "Актер" ухаживал за одной девушкой. Вокруг нее вилось много актеров. А она актерские ухаживания отвергала. Я ей представился физиком-ядерщиком. Дня три что-то лепил про звезды, про борьбу атмосферных слоев: сейчас все нарушено, и мы бьемся, чтоб восстановить. И уже, кажется, начинал иметь успех. А потом пошел поплавать. Она сидела неподалеку от Олега Янковского, посмотрела, как я плыву, и говорит: "А хорошо плывет этот физик-ядерщик". Янковский спрашивает: "Вот этот? Так ведь это же Мигицко, артист, какой там физик-ядерщик..." 
- Можете, не подводя итогов, попробовать определить свой, как теперь говорят, актерский имидж?
- Мне кажется, что я на правильном пути, в том смысле, что профессию выбрал правильно. Мне очень нравится дело, которому служу. Правда, с годами начинаю понимать, какая это тяжелая профессия.
- А сначала казалась легкой?
- Во всяком случае, ясной. А вот когда погрузился по-настоящему, понял, что это не совсем так.
- В чем же сложность?
- Сложность и тяжесть возникает тогда, когда начинаешь играть серьезные психологические роли. Погружаться каждый день, каждый раз в какую-нибудь сложную, запутанную судьбу - это очень тяжело. Все думают, почему Олег Меньшиков играет такую-то роль не больше, скажем, двух лет. Говорят, каприз. Думаю никакой не каприз. Просто человек устал от роли. И имеет право ее больше не играть.
Я сейчас играю Жака "Жак и его господин", Ленардо в "Самодурах" и Фредерика в "Бульваре преступлений". Три таких ролищи... Один раз сыграл три Фредерика подряд, а потом закусил Жаком. Не по доброй воле - так сложилось. Вы не представляете, в каком я был виде. Выжатый лимон, тряпка, что хотите, какое-то адское опустошение. Хотя физически тренирован и всегда в форме.
- Ваш Фредерик Леметр, выдающийся французский актер ХIХ века, одна из самых ярких актерских работ последнего времени в нашем городе. Как работалось над этой ролью?
- Я ведь там не Леметра играю...
- Ну да, Стржельчика...
- Вы это где-то прочли?
- Нет, просто увидел на сцене, это же так явно.
- Да, правда... Хотя не только Стржельчика. Там еще и мой учитель Владимиров. Это были потрясающе талантливые люди, неуемные фантазеры, красивые, статные, обаятельные... На них гроздьями висели женщины, и они этим гордились. Я попробовал сыграть актерскую сущность, сыграть талант. Это очень трудно, ведь я не такой талантливый, как они: Леметр, Стржельчик, Владимиров. Пытался сыграть ту цену, которую платит актер за минуты озарения, за творческий восторг. Старался передать эту горькую актерскую ноту, вот то невероятное чувство опустошения, вывернутости наизнанку, которое испытывает актер, отыграв большую роль. 
- Не подумываете заняться педагогикой?
- Пока на это нет времени.
- А если бы было?
- Может, и попробовал бы. Вообще-то идея мне нравится. Но если это студия, которая набирается под тебя, если молодые люди поступают и хотят учиться именно у тебя. Правда, тут есть и обратная сторона. Им нужно отдавать шесть дней в неделю. У меня такого времени пока нет.
- А как Владимиров успевал?
- Он был влюблен в наш курс. Когда он его набирал, то был в прекрасной физической и творческой форме. Он успевал все. Сидел с нами и репетировал, репетировал... С курса его чуть ли не выволакивали. Мастер должен быть рядом с учениками все время, а не набегами.
- Вам повезло, начиная с Владимирова. Вы работали с прекрасными режиссерами. Кто из них особенно умел удивлять?
- Каждый по-своему был интересен. После Владимирова прекрасно работалось с Морозовым. Очень любопытно репетировали с Геннадием Тростянецким. В Москве с Олегом Меньшиковым в "Горе от ума". Он хоть и не режиссер, но блестящий актер, и с ним было здорово. Теперь вот уже добрый десяток лет с Владиславом Пази. Уникальная творческая личность. Его бог - анализ. С первых же дней репетиций он разбирает пьесу так, что просто вставай и играй, и все получится. 
- А с кем из режиссеров хотелось бы еще поработать?
- Со Стуруа, с Фоменко... С Фоменко я знаком не был, в Ленинграде его спектаклей не видел, но когда он зашел ко мне в Москве за кулисы после "Горе от ума", поздравил меня с премьерой и сказал всего несколько слов, у меня все загорелось внутри, настолько это было точно, по делу, глубоко... С Марком Захаровым бы с удовольствием поработал. Сейчас в его театре пробуется моя старшая дочь. Она только что закончила Щукинское училище...
- В Щукинское поступала самостоятельно, вы рук не держали?
- Нет, все сама. Как и я в свое время. У нас в Одессе существовало две системы поступления - КПУ (куда папа устроит) и КМУ (куда мама устроит), в крайнем случае КДУ - куда дядя или дедушка. И вот когда узнали, что я хочу такой странной профессии себя посвятить, у нас таких в роду не было, то стали искать концы. И нашли - главного режиссера Одесского театра оперетты Матвея Абрамовича Ошеровского. Это был замечательный, знаменитый человек. Он встречался в ту пору на каких-то курсах с Владимировым и написал ему письмо. Мол, возьми к себе этого мальчика и ты не пожалеешь. Я это письмо Владимирову не отдал. 
- Почему? Постеснялись?
- Ну, как это так вот с ходу приехать - и нате вам письмо. Нет, не отдал... Все сам. 
- И за эту самостоятельность судьба была к вам благосклонна? 
- Ну, как посмотреть. Сказать, что меня привезли в карете ко дворцу и сказали: царствуй на здоровье, не могу. Я проделал много черновой работы. Не осознавая вполне этого, я просто играл из вечера в вечер, вернее из утренника в утренник. 500 "Бременских музыкантов", 400 "Снежных королев"... 
Ой, простите, давайте последний вопрос... уже опаздываю на игру... сегодня "Зенит".
- Отдыхаете, как всегда, с мячом в ногах?
- Или в руках... Только сейчас найти свободное время все труднее. Но все равно стараюсь. Бегаю, прыгаю, футбол, плавание, что угодно... Главное - не засидеться, не остановиться...
Александр УРЕС