Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

Сергей Мигицко: «Если бы люди всего мира были влюблены...»

Влад Злобин,- «Две столицы», 2010, февраль

Накануне Дня всех влюблённых и Дня защитника отечества народный артист России, актер Театра имени Ленсовета Сергей Григорьевич Мигицко рассказывает читателям «Двух столиц» о своём творчестве, об отношении к спорту, жизни.

- Вы всю жизнь в театре, играли много и разных характеров, судеб. Какую роль могли бы назвать особенной? Или особенно важной?
CМ: Я не думаю, что вам какой-то артист ответит на этот вопрос, скажет: «Это был, конечно, вот такой персонаж». Нет. Я вспоминаю, как нас учили, а учили нас хорошо. Наш Мастер, Игорь Петрович Владимиров, который был главным режиссером театра, где мы с вами сейчас беседуем, так вот он учил нас, что нет проходных ролей. Даже в самом маленьком эпизоде есть что играть. И набирать надо обстоятельства на эту маленькую роль со всех сторон. Я к этому шел всегда, и сейчас иду. Я в каждом эпизоде старался выразиться. Вот вам и все. И в Театре Ленсовета я начинал с очень маленьких ролей. Я не расстраивался, для меня любая, даже роль размером в одну сцену, казалась подарком судьбы. Я на нее набрасывался очень плотно, с удовольствием, иногда даже перебирал. Я могу их перечислить, помню их очень хорошо.
Первая - это Осел в «Бременских музыкантах». Потом Атаманша разбойников - я играл женскую роль в «Снежной Королеве». Затем я сыграл одного и второго жулика в «Малыше и Карлсоне». Потом я сыграл... был такой спектакль «Станция», я там сыграл крошечную роль сына белогвардейца. Ну, и потом были «Игроки» Гоголя, и я сыграл тоже совсем небольшую по размерам пьесы роль Замухрышкина, но мне это так нравилось, я получал столько удовольствия! Сейчас, знаете, некоторые актеры, которые достигли определенного уровня, стараются не играть маленьких ролей, я же играл маленькие роли с удовольствием. Это вам вводная часть.
Самые тяжелые роли, - это те, которые больше выстраданы, в которых ты пропускаешь через себя очень много всяческой информации. Ну и есть такие роли, которые физически очень трудно сыграть. Такие роли запоминаются больше всего. Моя первая главная роль в этом театре была в инсценировке произведения Михаила Булгакова «Собачье сердце» - я сыграл Шарикова и Шарика. Это была тяжелейшая роль, мы очень долго репетировали этот спектакль. Ко всему добавьте, что профессора Преображенского играл Игорь Петрович Владимиров в очередь с замечательным актером Вадимом Ермолаевым, и, конечно же, само присутствие на сцене твоего художественного руководителя придавало дополнительный импульс. Потом у меня были главные роли, но эта была первая. Первые четырнадцать лет я играл маленькие роли, повторяю, а то говорят «Мигицко-то начал сразу», - нет, не правда! И от массовок я не сильно шарахался, даже получал нагоняй, что я и в массовке оттянул одеяло на себя, и иногда мешал артистам, игравшим первыми номерами. И только потом пошла писать губерния - главные роли.
Олег Леваков, мой однокурсник, артист и режиссер, придумал самостоятельную работу, она называлась «Пророк в своем отечестве». Это был спектакль по пьесе Германа Балуева, там я сыграл еще одну главную роль - слесаря Васнецова. Такого гениального слесаря, который мог сделать все, который был «круче» академиков, и академики не знали, как его классифицировать. А потом был спектакль «Таланты и поклонники», где я и вовсе сыграл Великатова, шикарного купца. Я до этого не мог представить себе, что я могу играть чувства, про любовь, могу играть такую роль. И вот Олег Александрович мне дал шанс, а я за этот шанс ухватился, и после этого был спектакль, в 1992 году, по пьесе великого современного драматурга и режиссера Тома Стоппарда «Отражения», у нас он назывался «Ты и только ты». С Ларисой Луппиан.мы играли двух богемных людей: она актрису, а я - драматурга, и это была моя самая первая серьезная роль о любви, о настоящей любви. Со всеми ее казусами, со всей её географией - измена и все что за этим следовало. 
А позже была главная роль в спектакле по киносценарию Бергмана «Лицо», который ставил Владислав Борисович Пази - роль, где я молчал весь спектакль, до финальной сцены. Потом был «Фредерик, или Бульвар преступлений», тоже в постановке Владислава Борисовича Пази - тяжелейшая, сложнейшая роль. 
Вот разбирайтесь вы сами в этом. У меня есть своя формула ответа на вопрос - запоминается больше всего и любишь больше всего роль, которая сложнее дается, которую не выйти и не отбарабанить. Вот так.

- О Владиславе Борисовиче вы упомянули. Есть у театра ниточка из прошлого в будущее, наследие, традиции? Что изменилось?
CМ: Вклад Игоря Петровича Владимирова и Владислава Борисовича Пази огромен. Игорь Петрович проделал здесь громадную работу. Это был человек огромной энергии, величайший трудоголик. Когда он заводился - туши свет! Армия с ним не могла справиться. Он твердо знал, чего хотел. Он был харизматичный человек, очень талантливый, очень яркий, с огромным чувством юмора. Помимо многих поставленных великолепных спектаклей, он выучил целую плеяду актеров. Начиная с моего курса, а мой курс это Лариса Луппиан, Олег Леваков, Владимир Матвеев, Лидия Мельникова - нас тут целая компания работает. Следующий курс, это: Евгений Филатов, народный артист, а позднее это Анна Алексахина, а позднее Светлана Письмиченко. Это и Ира Ракшина, а позднее Саша Новиков, Олег Андреев, Юлия Левакова - нет конца этому списку. Это все ученики Владимирова, мы говорим на одном языке, думаем в одну сторону.
Владислав Борисович с честью продолжил дело. Своим талантом, своим характером, своей абсолютной преданностью театру. Это был человек театра, я не знаю, вообще, когда он отдыхал? Он и дома продолжал читать, работать, записывать. Он приходил в театр раньше всех и уходил позже всех. С честью Владислав Борисович здесь работал и тем самым принес громадную пользу театру. И сейчас наши видимые успехи - это синтез той работы, которую Владимиров провел, затем продолжил Пази. И еще. Мы сохранили костяк труппы. Ушли в свое время в Москву Хабенский и Пореченков - жаль, но актерский багаж театра Ленсовета несомненный. По-моему, такой труппе по силам любая пьеса, и русского автора, и зарубежного.

- Как вы попали на телевидение и что для вас работа на ТВ, которое сейчас многие ругают?
CМ: Абсолютно случайно! Совершенно случайно я попал на это телевидение, даже не помню, как это произошло. Была идея сделать программу «Кто в доме хозяин», и меня предложили на роль ведущего. Они попали в точку - хотя бы потому, что я очень люблю животных. Люблю с детства, у меня вот такая слабость, особенно кошек. Мы попробовали, получилось. А потом уже мы начали придумывать стиль, чтобы это была программа не стандартная с рядовыми вопросами. Мы стараемся посмотреть на героя, на хозяина дома глазами животного, стараемся изнутри заглянуть - каков он дома в пижаме, спортивном костюме. Стараемся сделать так, чтобы герой улыбнулся. Не всегда это получается. Есть разные люди, не все хохотуны, не все заводятся, но мы стараемся. Прилагаем усилия, чтобы напомнить человеку какой-то давно забытый отрезок жизни, или какую-то изюминку. Такая получилась программа. Поверьте, это тоже плод большой работы, тыков, проб и так далее. Каждая программа придумывается индивидуально, сценария нет. Мы встречаемся нашей небольшой творческой группой, читаем, собираем информацию: что о герое говорят его друзья, коллеги, родственники, какое у него хобби. Мы приезжаем к герою или героине и знаем, в какую сторону поведем разговор. Хочу сказать, не всегда наши герои принимают нашу игру, мы же все разные люди, не все должны танцевать под баян. Но в большинстве случаев они принимают условия нашей игры. Им уютно, мы стараемся их аккуратно снимать, им нравится, что не задают глупых вопросов. У нас получаются иногда очень теплые программы, а есть иногда просто открытия! Мимо человека ходил, с ним здоровался, с ним обнимался, и не знал, какая глубина в нем, какой юмор, какая судьба.
Я не думаю, что уж стоит сейчас все ругать. На всех каналах есть очень интересные проекты, очень много интересных, неожиданных лиц. И я бы так все подряд не ругал.

- О молодых актерах скажите - есть таланты, яркие личности, вы их видите?
CМ: Я их очень даже вижу! Передо мной здесь сейчас очень большая группа молодых актеров, я их очень люблю. И вы знаете, среди них есть очень талантливые, мне кажется, если судьба будет благосклонна, их ждет большое будущее. Не буду называть фамилии, чтобы никого не обижать. Я вообще не люблю наносить обиды, это не мой способ общения, разговора, не мой стиль жизни. Но я повторяю, что есть ребята и девушки, которых я очень ценю, которым я беспредельно доверяю, талантливые, способные.

- Вообще, трудно сейчас театральным актерам жить? 
CМ: Мне кажется, трудно. Я помню, как жили мы. Дружили со многими спортсменами, я и сейчас люблю спортсменов, уважаю их труд, их талант, и то, как они себя жгут, тратят себя. Спортсмены ездили на соревнования, за границу и спрашивали: «Сереженька, что ж ты так плохо одеваешься?» И привозили мне когда-то рубашку, когда-то брюки, потому что мы жили очень бедно. В театре зарплата была очень маленькая, кино не сильно баловало. Да, мы играли концерты, но их было не много и денег они не приносили. Я не думал тогда о внешнем своем виде, хотя, конечно, хотелось одеться так-то. Я и сохраняю свой спортивный стиль, наверное, до сегодняшнего времени, потому что я его тогда не имел (смеется). У меня был стиль военного, военного в запасе. У меня папа был военный, и многие вещи переходили мне от папы. Шапки-ушанки, потом было много материи, из нее шились пальто, куртки. Потом тулуп у меня был, где не помню сейчас я его достал, армейский такой тулуп. Этот тулуп мне служил очень много лет. Я попал с Юга в Питер, мне здесь было совсем не жарко! Его я надевал в начале ноября, а снимал в начале мая. Им же я и укрывался в холодные ночи. Наверное, мне тогда хотелось спортивного стиля, который я не имел возможности приобрести. Но тогда было очень много позитива, моральный климат был немного другой. У нас была компания! Она и сейчас есть, но тогда нам было хорошо. Как нам было хорошо, мы придумывали бесконечные капустники, на любой праздник, на любой день рождения! И мне кажется, что шаткое материальное положение покрывалось вот этим позитивом. А еще я огромную часть своей Ленинградской-Петербургской жизни прожил в коммунальных квартирах. В коммунальнейших! Иногда было тяжело попасть в туалет. Только зайдешь, сразу стук: «не забывайте, вы не один!». Про ванную я уж и не говорю. Но я вспоминаю с радостью, потому что рядом с нами жили очень хорошие люди. Незабываем случай, когда мы в одной из квартир постановили сделать кухню-гостиную. И у нас - в субботу это начиналось - накрывались столы, приходили гости, потрясающе проходили вечера. А люди абсолютно разных профессий, труженики. Выпивали, пели песни, бегали тут же дети, у которых сейчас уже взрослые дети. Вот такая история. Мы начали с вопроса «как живется молодому актеру», - мне кажется, не очень легко. Из тех, кого я знаю, вижу - лентяев нет. Ребята бегают, снимаются в кино, на телевидении, не отказываются от сериалов, все стараются себя материально поддержать. И что радует особенно, в основном, у них с дисциплиной неплохо. Мне кажется, мы нарушали чаще.

- Да, я читал, что вы устраивали инсценировки уличных драк, такие представления!
CМ: Один из героев великого артиста Евстигнеева в фильме «Зимний вечер в Гаграх» говорил: «Не выйдет из тебя чечеточника, куража в тебе нет!». Вот в нас кураж был. Был Владимиров, который умел создавать кураж, который мог спичку кинуть, и все вокруг начинало вертеться! Мы были гораздо эмоциональнее, у меня ощущение, что я и во сне вытанцовывал. Вот отсюда эти все драки постоянные, дурачества, розыгрыши, капустники.

- Что такое в вашем понимании любовь?
CМ: Формулировки я вам, наверное, не дам. Но могу сказать, что это великолепное чувство, придуманное создателем! Это одно из самых великих чувств, которые я знаю. Если бы люди всего мира были влюблены, то всем было гораздо легче жить! Потому что в состоянии влюбленности человек способен на очень многое. На очень многое! Я это знаю по себе, я это проходил, могу сказать - повышается всё! Любовь - это потрясающее чувство. И поэтому я, когда кому-то чего-то желаю, в первую очередь желаю любви. Я желаю любви, потому что неизведанная, а главное, не имеющая дна история, любовь может быть без размера. Вот вам ответ.

- Я знаю, что вы серьезно увлекаетесь футболом, болеете, играете. Помню, Аршавин спрашивал у вас, пожертвуете ли вы шевелюрой, если «Зенит» возьмет УЕФА? Вы подстриглись?
CМ: Ну конечно подстригся. Это была шутка, но в каждой шутке есть доля серьёза, пришлось стричься. Мы много шутим на тему футбола, вообще, футбол в моей жизни занимает отдельное место, я очень люблю этот вид спорта. Он мне не так просто понравился, жизнь такая, все с детства. Когда-то, в моем родном городе был очень хороший футбол. Было две команды: СКА и «Черноморец», причем, моя семья болела за СКА. Я с пацанов очень полюбил это место - стадион. У меня было несколько любимых мест посещения. Я любил театр, все мне нравилось: свет; женщины и мужчины, одетые празднично; кулисы; актеры. Цирк мне очень нравился, стадион и берег моря - вот мои места. И еще было пятое, менее романтичное место, - это кухня, на которой готовились всякие южные вкусности. А тогда не было газа, тогда готовили на примусах. У нас фигачили (гудели) два примуса, и я очень любил их звук. И просиживал у этого примуса часами.
Вот теперь про стадион. Мне нравилось, что приходят люди, настоящие мужики, после работы, тут же немного выпивают, едят жареные пирожки, семечки, пьют пиво. И я всю свою жизнь не могу отделаться от этой своей страсти к стадиону. Я люблю коллективные игры, когда играет команда на команду. А «Зенит» - это тоже любовь многолетняя. Сначала я все болел за те свои команды украинские, в том числе за «Динамо»- Киев, а потом начал присматриваться к «Зениту». Постепенно, со стадиона Кирова, постепенно, с той победы в 1984 году. Потом узнал ребят-футболистов, мы ходили на стадион, а они страшно любили театр. И сейчас они ходят сюда с удовольствием. Ветераны ни одного спектакля не пропускают. И молодежь ходит, Кержаков был позавчера. Саша вообще театрал, и Андрюша Аршавин театрал, я уж не говорю про Славу Малафеева. И Саша Анюков тоже любит, ходит. И вот, постепенно, постепенно. Я с «Зенитом». Это сейчас «Зенит» - синие шарфики, символ города, а уже забыли, что «Зенит» уходил и в нижний дивизион! Я прошел с «Зенитом» все его перипетии, никогда от команды не отворачивался. Я знал, что многие серьезные клубы опускались вниз, и у нас такое было, и за границей такое на каждом шагу.

- Что на ваш взгляд вообще с отечественным футболом происходит, вроде деньги есть, почему такие взлеты и падения?
CМ: Я вам, боюсь, не скажу, не отвечу на ваш вопрос. Мне кажется, что здесь скорее психологическая причина, дело не в деньгах. Поверьте вы мне, деньги не всегда решают. Ну, дайте мне миллион, и я пойду сейчас вам такое сделаю! Это же все чепуха. Мне кажется, у нас какая-то психологическая есть проблема. Мы же Голландию сделали «на Европе» 3:1 со всеми ее звездами. Англию, АНГЛИЮ 2:1, я был на этой игре, в блестящем стиле обыграли. Мне кажется, дело в другом. Может быть, все-таки, нехватка должного числа квалифицированных игроков. У нас в сборной делают погоду те же, кто лидирует и в клубах. Так во всем мире. Но во всех серьезных футбольных странах в сборной два состава, а у нас, к сожалению, один. Я не могу никого из спортсменов уличать в прохладном отношении, мне кажется, все наши ребята хотели поехать в Африку (на ЧМ). Все, начиная от опытнейших Костика Зырянова и Сергея Семака, понимаете, до Андрюши Аршавина, которому давно пора на мире сыграть. И Саша Кержаков... да все хотели поехать! Я никакого рецепта не дам, я артист. Мне кажется, нужна новая волна игроков. Сейчас уже есть много футбольных школ, надо подождать, посмотрим. Не будем отчаиваться, через два года Чемпионат Европы, посмотрим.

- Как вы относитесь к Москве, как взаимодействуют, на ваш взгляд, две столицы?
CМ: Они взаимодействую так, как они и должны взаимодействовать. Никакой конкуренции у нас нет, я сейчас говорю про актерство, предположим. Я люблю московских актеров, а когда я приезжаю в Москву, там меня встречают как родного человека. Не нужно из Москвы делать какой-то супер-город с супер-людьми. Я очень люблю старую Москву, я много гуляю там, по этим переулкам, улочкам. Мне доставляет огромное удовольствие заходить в садики, я знаю - куда, я знаю маршруты. Мне очень нравятся кафешки, небольшие ресторанчики. Мне очень нравятся московские театры, куда я при возможности всегда забегаю. Везде есть друзья, коллеги, знакомые, партнеры. И я знаю, что и москвичи с удовольствием приезжают сюда, таким же макаром - побродить по нашему центру. Нам нечего делить, эти два города существуют так, как и должны.
Я дважды работал в Москве в антрепризах. Сначала два года с Олегом Меньшиковым в спектакле «Горе от ума», потом два года я работал с Геннадием Хазановым в спектакле «Труп на теннисном корте». Я вспоминаю эти два и два - четыре года своей жизни - с огромным удовольствием. Мы очень много ездили, репетировали, у нас была прекрасная компания с Меньшиковым. А с Геннадием Викторовичем Хазановым просто... простились родственниками! Он замечательный, теплый, талантливый человек. Умница, интеллигент! Может, вам кто-то скажет другое, я вот это скажу. Помимо всего, у меня в Москве много друзей, и я очень переживаю, что многих подолгу не вижу, Москва город большой, не доехать из края в край. Да что там, у меня дочка работает в Москве, моя старшая дочь работает в театре «Ленком», я этим горжусь.

- Если бы у вас было два часа в Москве времени, куда бы вы пошли?
CМ: Побродить по переулкам. Я же не просто так сказал, что люблю старую Москву. Чистые пруды, Патриаршие пруды. Открою секрет маленький. Я играл в «Горе от ума», два года, на сцене Театра Моссовета, а он находится в парке, на пересечении Тверской и Садового кольца. Я играл во втором акте, играл не сначала, играл Репетилова, который появляется в середине второго акта. Первый акт был очень большой, я приходил в 18:15, расписывался, что я пришел в театр, и шел гулять! Вот по тем самым переулкам. Я все там обходил, эти зигзаги, малые, большие... Приходил к концу первого акта, у меня все было прохронометрировано, заходил я в кулису, через минуту Меньшиков начинал читать монолог «А судьи кто..», после этого я шел в гримерную и начинал гримироваться. Когда этот спектакль приезжал в Питер, мы играли в БДТ, я также «удирал» во время первого акта и гулял по Фонтанке, вот такая у меня была привычка, странность. Потому что, понимаете, у этих городов есть своя магия, своя тайна, свой секрет. Стоит только абстрагироваться от того, что люди в современной одежде, и видишь великолепные исторические дома, флигели, башенки, эркеры. Невольно оказываешься на век назад, только карет нет.

- А, если, наоборот, у человека, приехавшего в наш город, один вечер - куда ему идти, чтобы ощутить Петербург?
CМ: Ему нужно сесть на катер и объехать все водное пространство! Чтобы понять немножечко город со стороны. По Неве от порта, туда спуститься вниз, мимо речного вокзала. Потом, если позволит время, по каналам немножечко, зайти в сторону Мариинского театра, там такие красивые места. Ой, красотища! Мимо Новой Голландии. Я бы закончил у Летнего сада. И обязательно чтобы это была белая ночь! Я всем говорю: «Вы были в Питере?» - «Вот, к сожалению, не были!». Ну как же так! Обязательно! Но! В белую ночь! Нет, Питер красив и зимой, даже в такую не простую, как сейчас. И осенью он прекрасен. Но - белая ночь! Повторяю - раз уж мы заговорили о романтике - белая ночь! 
Я помню первую белую ночь в Питере. Я приехал в Питер поступать. В первую ночь я был очень уставший, пока селился в общежитие, ходил в магазин, в пельменную. Не важно! Лег спать. На второй день я пошел на Моховую, записался на все экзамены, на все консультации, и пошел потом с одной девушкой, которая сейчас стала очень серьезной актрисой в Москве, гулять. Гуляли-гуляли, гуляли-гуляли, обошли весь центр, все набережные, в Летнем саду и сидели, и ходили, и смотрели скульптуры. Я посмотрел на часы, увидел - полвторого ночи! Я сел и глубоко задумался над жизнью - почему солнце не заходит. Никак я не мог свести вместе полвторого ночи, красоту Питера и - почему светло?!

- Что вы пожелаете читателям «Двух столиц», читателям, которые едут в поезде? 
CМ: Я желаю, конечно же, легкой дороги. Чтобы дорога прошла быстро, чтобы рядом оказались приятные соседи, а иногда попадаются очень интересные люди! А иногда мужчины знакомятся с женщинами, и связывают с ними всю свою жизнь. Я и такого желаю. Чтобы те, кто еще не нашел своего счастья, может быть, нашли его в дороге. Такое тоже бывает. Мне лично в дороге попадались очень интересные люди, я такие судьбы видел, такие интересные перипетии! Так что всем пассажирам, которые куда-либо едут, я желаю еще и любви, любви с большой буквы. И прошу заметить, что Театр имени Ленсовета находится в двух шагах от Московского вокзала и в двух шагах от Витебского вокзала, и мы всегда рады тем, кто приходит на наши спектакли!

- Спасибо, Сергей Григорьевич, за увлекательный рассказ. Всего вам хорошего, любви, здоровья, всех благ!

Беседовал Влад Злобин

 

Мой амаркорд

10 декабря на Большой сцене состоится творческий вечер н.а.России Семёна СТРУГАЧЁВА «МОЙ АМАРКОРД», посвященный 60-летию актера.

Изменения в репертуаре

Уважаемые зрители! Обращаем ваше внимание, что в афише ноября произошли изменения! Приносим свои извинения за доставленные неудобства!

Гастроли

С 14 по 16 сентября в рамках федеральной программы Министерства культуры России  «Большие гастроли» спектакли «Я боюсь любви», «Ревизор» и «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше» будут показаны в Великом Новгороде на сцене академического театра драмы им.Ф.М.Достоевского.

Открытие сезона

9 сентября спектаклем «Город. Женитьба. Гоголь.» театр открыл 84-й сезон. На традиционном сборе коллектива были объявлены планы на новый сезон.

Подробнее

Изменения в репертуаре

Уважаемые зрители! Пожалуйста, обратите внимание: вместо назначенной премьеры спектакля «Тартюф» состоятся другие спектакли. Билеты действительны или подлежат возврату в кассу театра. Приносим свои извинения!

Мы в социальных сетях:

Наши партнеры:

Туристическая компания Im Voyager" Телеканал Санкт-Петербург
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр