Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

Сергей Филатов: «Я не берусь расшифровывать, что творилось у Хармса в голове»

Вера Николаева,- «Невский театрал», 2015, № 2 (15), февраль

6 февраля на Малой сцене Театра имени Ленсовета состоится премьера спектакля «Хармс». Похоже, снова пришло время невозможности рационального осмысления иррациональной сюрреалистической действительности, а парадоксальные сюжеты Даниила Хармса представляются как никогда правдоподобными и реалистичными. О загадочной фигуре писателя мы  поговорили с режиссёром спектакля Сергеем Филатовым.

 

- Фигура Хармса для нашего города – знаковая. Может быть, самое знаменитое ленинградское трио ХХ века  выглядит так: Хармс, Довлатов, Бродский?

- Я бы не сказал, что Хармс входит в такую символическую тройку. Он только в последние годы стал набирать популярность, широкую известность, стали появляться спектакли по его произведениям.

- Но у режиссёра  Михаила Левитина в московском театре «Эрмитаж» ещё в начале 80-х   был знаменитый спектакль «Хармс! Чармс! Шардам! или Школа клоунов».

- Да, верно, с Романом Карцевым, Любовью Полищук. Но это – единичный случай в те годы, просто личный выбор и интерес режиссёра. Массовым этот интерес тогда не стал. Хотя спектакль был очень известен и, по-моему, идёт до сих пор, как раритет.

- Тогда почему именно в последние годы Хармс обрёл, можно сказать, второе рождение в читательских и зрительских кругах?

- Новый виток интереса к абсурдизму. Люди пытаются осмыслить текущий момент, и понадобилась такая литература.  Я, во всяком случае, почувствовал тягу к такому материалу.

- Мне думается, творческая необходимость в обращении к абсурдистам уже была в 90-е годы. Взять хотя бы знаменитый спектакль Юрия Бутусова в Театре имени Ленсовета «В ожидании Годо» по Беккету, который стал своеобразной декларацией, прямо-таки манифестом  для своего времени. Абсурдизм – это ведь всегда самоирония, жёсткий взгляд, отсутствие мелодраматических соплей.

- Смех сквозь слёзы над самими собой – да, этот так. Смешно и горько одновременно. Пора задуматься о том, что происходит вокруг. Вещи, которые творятся сегодня в мире, настолько нелогичны, что не укладываются в пределы разума.

            - И Хармс с его безумными нелепыми чудаками тут как тут… Он вскрывает абсурд ситуативный межличностный, относится к человеку, как к воплощённому противоречию.                   

                     - Да, он выходит за пределы логики, за пределы разума. Ведь не всё в этом мире можно объяснить с точки зрения разума. Иногда мир можно объять и воспринять гораздо шире, если ты вышел из стройной системы причин и следствий. Хармс и сам, судя по воспоминаниям современников, был ходячий абсурд, ходячая странность. Но при этом я не думаю, что он специально старался писать «странно», это какой-то, видимо, естественный для него поток сознания. Я не берусь расшифровывать,  что творилось у него в голове. Его образы я пропустил через своё воображение.

- В спектакле будут и стихи, и проза?     

- Стихотворений будет совсем немножко. Они, особенно стихи для детей, наиболее всё-таки известны. Мы берём за основу циклы коротких рассказов и сценок «Случаи», «Голубая тетрадь». Это будет такой калейдоскоп гротескных персонажей и ситуаций.

- Мы через  них должны посмотреть на себя со стороны?  Но ведь персонажи Хармса  не только смешные и нелепые, они ещё и трогательные, наивные, простодушные, как правило. Их жалко… Себя тоже надо будет пожалеть?

- У кого как получится. Парадокс: Хармс был очень добрым человеком, а писал порою жёсткие вещи.

- В спектакле играют уже знакомые зрителям молодые артисты – выпускники курса Анны Алексахиной. Мы увидим их в каком-то новом качестве?

- Надеюсь, что это получится. Материал требует острой формы, актёрской игры на грани фола. Практически всех участников спектакля зрители в таком качестве ещё не видели.

- Кто совершит вместе с тобой этот «полёт в неведомое»?

- Никита Волков, Дмитрий Караневский, Александр Крымов, Кирилл Фролов, Максим Ханжов, Анна Жмаева, Лидия Шевченко, Римма Саркисян, Галина Кочеткова, София Никифорова, Вероника Фаворская. 

- Первый спектакль начинающего режиссёра на профессиональной сцене всегда оценивают как мировоззренческую заявку, обнародование своей личностной темы.  Юрия Николаевича Бутусова очень долго сопоставляли с лекалом дипломного спектакля  «В ожидании Годо»… В данном случае для тебя дебют режиссёрский на материале Хармса – это осознанная заявка? Тебе «театр прямых жизненных соответствий» - есть такое определение в театроведении - не интересен?

-  Последней моей учебной работой в Академии была одноактовка Некрасова «Осенняя скука», вполне бытовая линейная структура. Уметь делать нужно всякое. Но сегодня мне интересны яркие парадоксы Хармса.

- В нашем городе острая нехватка режиссёров, умеющих делать комедии.

- Согласен. Мне нравится этим заниматься. Это как минимум весело. Идёт приятный рабочий процесс, нельзя репетировать комедию с тяжёлым сердцем. Приходится, даже если ты не в духе, поддерживать атмосферу куража и азарта.

- Будем надеяться, что зрительный зал подхватит эту атмосферу.  

 

Текст: Вера Николаева

Человек родился!

Поздравляем главного администратора Диану Черепанову с рождением сына!

Поздравляем!

Поздравляем Юрия Николаевича БУТУСОВА с вручением ему премии "ЗОЛОТАЯ МАСКА" в номинации "ДРАМА/РАБОТА РЕЖИССЕРА" за спектакль «Дядя Ваня»!

Поздравляем!

Поздравляем з.а.России Елену Комиссаренко с юбилеем!

Проект «Золотая Маска в городе»

8 апреля в 14:00 в Москвариуме на ВДНХ состоялся бесплатный показ спектакля «Птицы».

Изменения в репертуаре

Уважаемые зрители! Вместо спектакля «LIEBE. SCHILLER» на Малой сцене 18 июня пойдет спектакль «МЕДЕЯ», 19 июня пойдет спектакль «СВОБОДНАЯ ПАРА», 20 июня пойдет спектакль «ТЕЛО ГЕКТОРА». Приносим свои извинения!

Мы в социальных сетях:

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр