6 февраля на Малой сцене Театра имени Ленсовета состоится премьера спектакля «Хармс». Похоже, снова пришло время невозможности рационального осмысления иррациональной сюрреалистической действительности, а парадоксальные сюжеты Даниила Хармса представляются как никогда правдоподобными и реалистичными. О загадочной фигуре писателя мы поговорили с режиссёром спектакля Сергеем Филатовым.
- Фигура Хармса для нашего города – знаковая. Может быть, самое знаменитое ленинградское трио ХХ века выглядит так: Хармс, Довлатов, Бродский?
- Я бы не сказал, что Хармс входит в такую символическую тройку. Он только в последние годы стал набирать популярность, широкую известность, стали появляться спектакли по его произведениям.
- Но у режиссёра Михаила Левитина в московском театре «Эрмитаж» ещё в начале 80-х был знаменитый спектакль «Хармс! Чармс! Шардам! или Школа клоунов».
- Да, верно, с Романом Карцевым, Любовью Полищук. Но это – единичный случай в те годы, просто личный выбор и интерес режиссёра. Массовым этот интерес тогда не стал. Хотя спектакль был очень известен и, по-моему, идёт до сих пор, как раритет.
- Тогда почему именно в последние годы Хармс обрёл, можно сказать, второе рождение в читательских и зрительских кругах?
- Новый виток интереса к абсурдизму. Люди пытаются осмыслить текущий момент, и понадобилась такая литература. Я, во всяком случае, почувствовал тягу к такому материалу.
- Мне думается, творческая необходимость в обращении к абсурдистам уже была в 90-е годы. Взять хотя бы знаменитый спектакль Юрия Бутусова в Театре имени Ленсовета «В ожидании Годо» по Беккету, который стал своеобразной декларацией, прямо-таки манифестом для своего времени. Абсурдизм – это ведь всегда самоирония, жёсткий взгляд, отсутствие мелодраматических соплей.
- Смех сквозь слёзы над самими собой – да, этот так. Смешно и горько одновременно. Пора задуматься о том, что происходит вокруг. Вещи, которые творятся сегодня в мире, настолько нелогичны, что не укладываются в пределы разума.
- И Хармс с его безумными нелепыми чудаками тут как тут… Он вскрывает абсурд ситуативный межличностный, относится к человеку, как к воплощённому противоречию.
- Да, он выходит за пределы логики, за пределы разума. Ведь не всё в этом мире можно объяснить с точки зрения разума. Иногда мир можно объять и воспринять гораздо шире, если ты вышел из стройной системы причин и следствий. Хармс и сам, судя по воспоминаниям современников, был ходячий абсурд, ходячая странность. Но при этом я не думаю, что он специально старался писать «странно», это какой-то, видимо, естественный для него поток сознания. Я не берусь расшифровывать, что творилось у него в голове. Его образы я пропустил через своё воображение.
- В спектакле будут и стихи, и проза?
- Стихотворений будет совсем немножко. Они, особенно стихи для детей, наиболее всё-таки известны. Мы берём за основу циклы коротких рассказов и сценок «Случаи», «Голубая тетрадь». Это будет такой калейдоскоп гротескных персонажей и ситуаций.
- Мы через них должны посмотреть на себя со стороны? Но ведь персонажи Хармса не только смешные и нелепые, они ещё и трогательные, наивные, простодушные, как правило. Их жалко… Себя тоже надо будет пожалеть?
- У кого как получится. Парадокс: Хармс был очень добрым человеком, а писал порою жёсткие вещи.
- В спектакле играют уже знакомые зрителям молодые артисты – выпускники курса Анны Алексахиной. Мы увидим их в каком-то новом качестве?
- Надеюсь, что это получится. Материал требует острой формы, актёрской игры на грани фола. Практически всех участников спектакля зрители в таком качестве ещё не видели.
- Кто совершит вместе с тобой этот «полёт в неведомое»?
- Никита Волков, Дмитрий Караневский, Александр Крымов, Кирилл Фролов, Максим Ханжов, Анна Жмаева, Лидия Шевченко, Римма Саркисян, Галина Кочеткова, София Никифорова, Вероника Фаворская.
- Первый спектакль начинающего режиссёра на профессиональной сцене всегда оценивают как мировоззренческую заявку, обнародование своей личностной темы. Юрия Николаевича Бутусова очень долго сопоставляли с лекалом дипломного спектакля «В ожидании Годо»… В данном случае для тебя дебют режиссёрский на материале Хармса – это осознанная заявка? Тебе «театр прямых жизненных соответствий» - есть такое определение в театроведении - не интересен?
- Последней моей учебной работой в Академии была одноактовка Некрасова «Осенняя скука», вполне бытовая линейная структура. Уметь делать нужно всякое. Но сегодня мне интересны яркие парадоксы Хармса.
- В нашем городе острая нехватка режиссёров, умеющих делать комедии.
- Согласен. Мне нравится этим заниматься. Это как минимум весело. Идёт приятный рабочий процесс, нельзя репетировать комедию с тяжёлым сердцем. Приходится, даже если ты не в духе, поддерживать атмосферу куража и азарта.
- Будем надеяться, что зрительный зал подхватит эту атмосферу.
Текст: Вера Николаева