Top.Mail.Ru

Семен Стругачев: «Я плавно перешел в трагики»

Жанна Зарецкая «Утро Петербурга», 2008, 11 февраля

Вчера в Театре им. Ленсовета впервые показали спектакль «Испанская баллада» по предпоследнему роману Людвига Фейхтвангера «Еврейка из Толедо»: в жестокие времена крестовых походов испанский король Альфонсо влюбился как мальчишка в юную купеческую дочь Ракель и на семь лет забыл о королеве, государстве и войне. В режиссеры надежный профессионал из Москвы Гарольд Стрелков, который чрезвычайно удивил театралов, назначив на роль короля Альфонсо Семена Стругачева, которого вся Россия знает как Леву Соловейчика из славной комедии «Особенности национальной охоты» и всех ее сиквелов. За день до премьеры Жанна Зарецкая отправилась в театр к окончанию первого прогона - что называется, «для пап и мам», чтобы расспросить артиста Стругачева, как он чувствует себя в драматической роли.
У гримерки актера стояла красивая блондинка по имени Татьяна - как выяснилось, жена Семена. Она только что посмотрела спектакль. Мимо на полусогнутых и шатаясь прошлепал народный артист Сергей Мигицко - Татьяна пояснила мне, что актеры работают над спектаклем сутками и скинули за это время килограммов по восемь веса. При таком раскладе, терзать вопросами Стругачева, который не сходит со сцены весь спектакль продолжительностью 3 часа 10 минут, показалось мне негуманным, и я решила было отправиться восвояси. Но Татьяна меня остановила: «Слышите? Свистит». «Кто?». - «Семен». Стругачев возник из-за поворота в шокирующем виде: лицо в крови, тело в ссадинах и лохмотьях.
- Что с вами, Семен?
Напряжение ощущалось такое, словно актер только что завершил спринтерскую гонку. Но в гримерке Стругачев открыл бутылку виски, налил стопку и залпом выпил. Немного разрядилось.
- Это я проиграл войну. Но так я выгляжу только в конце спектакля, а вообще я на сцене красив.
- Точно говорить можете? Давайте тогда все по порядку. В общем и целом что у вас за история получается, в смысле, что за чувства раздирают вашего испанского короля?
- Я потерял любовь. Ради политики я от нее отрекся. Но зато приобрел сына. Это тоже дорогого стоит.
- Мрачная история получается, безысходная?
- Нет, совсем. Там света предостаточно.
- Ну а с самого начала как все было в театре? Режиссер Гарольд Стрелков вывесил распределение ролей, вы прочитали роман и начали репетировать?
- Нет, не так. Дело в том, что роман Фейхтвангера я не читал. Он оказался очень тяжел для восприятия моего среднего ума. Но прочитав инсценировку Гарольда, я пришел и сказал ему: «Я в этом участвовать не буду. Это не мой материал. Мне он не нравится». И положил ему не стол. Мы долго с ним сражались. То есть он сражался за меня, а я против него.
- Фантастика. Это что же может заставить актера отказываться от главной роли?
- В первую встречу режиссер Гарольд Стрелков мне очень понравился - он меня заразил своими рассказами о том, как это все будет выглядеть. Но вместе с тем где-то внутри уже зрело сопротивление - казалось, что мне все это не нужно, что эта тема уже была в спектакле «Фокусник из Люблина». Тут я, конечно, король, но любовная тема та же. И на репетициях еще долго оставалось это внутренне сопротивление.
- Так чем же Гарольд вас все-таки, как говорится, уломал?
- Он просто сказал: «Семен, если тебя не будет, я не буду ставить это произведение». А так как театру нашему нужен был такой спектакль и руководство театра настаивало на этом режиссере, я не стал ломаться. И к лучшему: когда есть сопротивление, обычно выходит интересная роль. Мне кажется, что этот спектакль должен поразить город. Не игрой Стругачева, а как зрелище. Гарольд Стрелков - это приобретение для театра. И мы будем просить, чтобы он у нас еще ставил, если не вообще остался у нас. Таких людей отпускать нельзя.
- Интересно, что артисты более всего ценят в режиссере?
- Будет неправильно назвать это покладистостью. Скорее, это умение прислушиваться к актеру. Не навязать ему свое по праву начальника, а позволить актеру пробовать. Гарольд никогда сразу не скажет нет актеру. Он даст попробовать, а потом деликатно объяснит, почему это не подходит. И мне очень приятно, что наша труппа и наши актеры тоже стали прислушивались к нему.
- А ваш комический талант он как-то использует или здесь очень серьезная история?
- Нет, в истории есть такой тонкий юмор, но штучки-дрючки для роли искать я не собираюсь. Здесь не до того. Здесь обалденная любовная история.
- В чем ее соль?
- В том, что человека воинствующего, самодура на троне, который рубит головы, когда ему хочется и не хочется, и объявляет одну войну за другой, хрупкая девочка, красивая еврейка, иноверка, вдруг сводит с ума. И он какое-то время живет только любовью.
- Для вас это реальная история или прекрасный обман? Вы верите, что такое возможно?
- Я верю, абсолютно. Только любовь движет миром. Только любовь может изменить человека. Я думаю, каждый человек переживает что-то подобное. Во всяком случае обязан пережить. Если человек не испытает в жизни великих страстей, значит, он зря прожил.
- Были ли в процессе репетиций сложности, которые приводили вас в отчаяние, злили, раздражали, наконец?
- Я ни дня не находился в отчаянии - я работал настолько свободно, настолько продуманно, настолько воплощая все, что мне хотелось, что никаких сложностей или внутренних препон я не ощущал. Видимо, действительно что-то совпало. Впервые такое в моей жизни. Я спокойно приходил в театр, репетировал, как шло. Если не шло - черт с ним, будем сегодня работать без фанатизма.
- Вы-то сами себя считаете комиком или героем?
- Если вы посмотрите спектакль, то увидите, что я плавно перешел в трагики. Практически у меня уходят комедийные спектакли, остаются драмы и трагедии.
- Не жалко?
- Ну, у меня есть что комедийного поиграть - в антрепризах, например, я только комедии играю: «Ай лав ю», «Зануда», «Муж моей жены». Кому нравится такой Стругачев, могут посмотреть на меня там. А здесь - я очень рад, что театр в моем возрасте меня не в дедушки записал, а позволил мне сыграть серьезные драматические роли. Я считаю, что король Альфонсо - это роль на уровне шекспировского Ричарда III. Ну все, наверное, хватит. А то я еле живой.
Семен отправился смывать с себя кровь короля, а я попросила у Татьяны поделиться впечатлениями первого зрителя.
- Я, конечно, в восторге. Хотя Сеня мой муж и, наверное, нескромно так говорить, но то, что он делает, меня потрясло. И ансамбль в спектакле замечательный. И костюмы, и сценография, и девочки, которые поют и танцуют фламенко. А в Семене удивило то, что он работает здесь без штукачества совершенно. Сейчас ведь никто не умеет играть любовь, страсть всерьез - ни в кино, ни в театре. Все пытаются за какие-то приколы спрятаться. А у Сени настолько все реально и настолько наполнено, что приходится сдерживать.
- Семен и в жизни такой страстный человек или только на сцене?
- И в жизни такой. Он мгновенно увлекается и от слов переходит к делу. Вот появилась у нас машина, лет десять назад, так Семен сразу сел за руль. А учился водить и права получил еще в школе. И вот ехали мы по Владимирскому проспекту, и он, если сделает что-то не так, выглядывал из окна и говорил: «Простите, я первый раз». Его тогда уже узнавали по «Особенностям национальной охоты», с пониманием относились. На горные лыжи так же встал - за один день. А сейчас он дачей увлечен: мы ее два года назад приобрели, так Семен то крышу меняет, то печку на улице строит, крыльцо новое соорудил с навесом, дорожки на участке переделал. А вчера вдруг говорит: «Таня, скоро весна, надо сажать деревья».