Галина ЗАЙЦЕВА
Сегодня и завтра в Театре им. Ленсовета состоятся премьерные спектакли по пьесе Эрика Эммануэля Шмитта "Фредерик, или Бульвар преступлений" в постановке Владислава Пази.
В спектакле заняты ведущие актеры театра - Сергей Мигицко, Олег Леваков, Лариса Луппиан, Анна Алексахина и другие. В роли драматурга Му де Звона - заслуженный артист России Семен Стругачев, беседу с которым мы предлагаем вашему вниманию. - В какой части творческого пути вы находитесь: пройдена первая треть, добрались до середины или уже виднеется финишная прямая?
- Наверное, середина. Хотя все время кажется, что все еще впереди. Но уже много пройдено, многое пережито и многое безвозвратно ушло: возможности, несыгранные роли.
- О чем-то жалеете?
- Жалею, что не вернуть возраст лет этак тридцати. Хорошее время. Хорошее состояние души. Но тогда казалось, что это будет продолжаться вечно. Что все успею. Все смогу. Сейчас уже поумнел и понимаю, что многого не вернуть.
- В актерскую профессию вас вели "прямые пути", вы с детства знали: "Я - артист!"
- Не думал, что буду актером. Но всегда хотел быть сценическим человеком. Я собирался стать певцом. Пел репертуар Робертино Лоретти. Я жил в Биробиджане. Учился в интернате. И меня называли "биробиджанским соловьем". Я хорошо продвигался по этой карьере. А потом - мутация голоса. Появился такой противненький козлетончик, и певческая карьера прервалась.
- Судьба комика определилась со студенческой скамьи?
- Судьба комика определилась раньше. Девчонки затянули меня в народный театр. Сначала мне даже дали героическую роль. Потом роль Подхалюзина. В 16 лет я сыграл в пьесе Островского "Свои люди - сочтемся". Но я понимал, что нутро-то у меня не только комедийное.
- Сколько лет вы живете в Петербурге?
- С 30 лет. Сейчас мне 45. А до этого пять театров, пять городов - Владивосток, Куйбышев, Петрозаводск, Горький.
Игорь Петрович Владимиров приглашал меня два раза. В 1984 году я приехал помочь на показе одной актрисе. Мне тогда было 27. Владимиров заметил меня, пригласил и сказал - через 10 дней быть в театре. Но были сложности с пропиской, и я поехал менять свою квартиру. Этот процесс растянулся на полгода. Через полгода звоню Владимирову, говорю: "Готов!" А он мне отвечает: "Не помню. Покажитесь еще раз". Я понял - не судьба!
Потом он увидел меня в 1987 году на гастролях Куйбышевского театра в Ленинграде и опять пригласил в театр. Мы не вспоминали про 1984 год.
- Говорят, что нет такого комика, который не мечтал бы сыграть Гамлета или короля Лира. Не так ли?
- Я не знаю, что такое комик. Точнее, я не очень принимаю такое определение. Хотя, надо сказать, сыграть трагедию намного легче, чем рассмешить людей. Я всю жизнь борюсь и доказываю, что могу и то и другое. Ведь в жизни от комического до трагического - один шаг. Поэтому нельзя говорить актеру, что он - комик. Когда Владимиров знакомил меня с труппой, то сказал: "К нам приехал актер - комик, простак, иностранец". И в театре я соответствую означенному амплуа. Но один режиссер взял и разрушил его. И я сыграл очень трагическую роль - Франца Кафку в "Западне". Игорь Петрович предложил польскому режиссеру на эту роль другого артиста. Тот посмотрел и сказал: "Кафку будет играть этот артист". Ему говорят: "Это комик". А он отвечает: "Это у вас - комик, а у меня будет - трагик". И спектакль состоялся. Тот, кто не видел меня в комедии, не мог представить, что я могу быть комедийным артистом, - для меня это было лучшей похвалой.
- У кого учились профессии?
- Я рано стал самостоятельным. В 17 лет ушел из интерната и из дома. И откуда я уходил, туда уже больше не возвращался. Бросал себя в разные ситуации. Покажусь туда, сюда. Пройду - не пройду? Мне даже нравилось себя проверять, на что я способен. Приглашали в Театр сатиры. Я не поехал, потому что не мог оставить своего первого режиссера и учителя во Владивостоке - Ефима Давыдовича Табачникова. В театре он взял меня в оборот как отец родной, потому что я был, как говорят, безотцовщина.
- Что же такое он открыл для вас в актерской профессии?
- Он разрушил мою иллюзию о театре и помог переосмыслить все то эфемерное, чему помимо знаний научили в институте. Мне пришлось так себя "перевернуть" и перебороть, ведь самолюбие-то было - о-го-го!
Сейчас смотрю на студентов и думаю: "Пришли бы вы в театр, я бы вам объяснил, как надо работать над ролью". Я считаю, что актеру нельзя навязывать никакую систему. Нас же всех "встраивали" в систему Станиславского. У каждого актера, у каждого актерского организма своя система.
- Выдадите свою заветную актерскую мечту?
- Вы сами сказали. Король Лир. Раньше хотел Сирано де Бержерака, но теперь он мне не интересен. Была идея - сделать мюзикл. Но теперь - Лир. Стариков должны играть молодые.
- С кем вам интересно общаться?
- Сейчас уже меня в человеке интересуют не внешние атрибуты, а какие-то внутренние вещи. Я уже, честно говоря, устаю от долгого общения. Мне бы побыть одному. Меня начали раздражать телефонные звонки. Телефон дома раскален от звонков. Боюсь, что начнут что-то предлагать. Работы очень много, и не только в театре. Можно работать хоть 24 часа в сутки. А хочется побыть одному. С кем мне сейчас интересно общаться, так это с самим собой. И чтобы вокруг никого-о-о. Сесть где-нибудь с удочкой...
- Разочарование в актерской профессии часто вас посещало?
- Да. Но чаще разочарование в себе. Все кажется, что был какой-то шанс, а я его не использовал. Или самолюбие мешало, или еще что-то.
- У вас прекрасная семья, есть "свой" театр, хорошие компании на съемках. Чего же вам не хватает?
- Не могу определить... но чего-то не хватает. Есть какое-то неудовлетворение. Как-то грустно. Радости стало маловато. Может быть, что-то изменилось внутри и нужно встряхнуться. Думаешь, вот-вот должно что-то произойти, что тебя встряхнет, и будешь меньше раздражаться.
- А в отпуске давно были?
- Десять лет не был. Потому что отпуск - это работа на съемках. Зарабатывать надо, семью кормить. Как-то ездил на 10 дней на море, и так задергался и устал, как никогда на работе не уставал. Потому что все огладываются: "О! Лева пошел! Смотри!" Поэтому лучший отдых, когда ты один.
- То артисту не хватает популярности, а хватает - опять беда...
- Да, раньше я только и ждал, чтобы кто-то меня узнал на улице, а люди идут и не узнают. Теперь уже начал прятаться.
- Режиссеры от вас отвернулись из-за популярности Левы Соловейчика из "Особенностей национальной охоты", "...рыбалки"?
- Да, я из-за этого очень страдаю. Алексею Герману предложили меня на роль, а он говорит: "Хороший артист, но как я его возьму? Сразу скажут, что Лева Соловейчик у Германа снимается". Пора образ Левы разрушать: сколько можно быть всероссийским пьяницей?
- Тогда, как говорят, под занавес - ваш любимый напиток?
- Водка. Другое как-то не прижилось. Но хорошая. Дешевую водку пить нельзя.
- "Плохой водки не бывает", - говорит один из ваших героев.
- Это в кино, а в жизни все бывает.