Top.Mail.Ru

СЕМЕН СТРУГАЧЕВ: Плавно перехожу в трагики

Светлана МАЗУРОВА, - «Культура», 2008, № 3, 24 - 30 января

Беседу вела Светлана МАЗУРОВА
Петербург поздравил артиста Семена СТРУГАЧЕВА с 50-летием. В Театре имени Ленсовета состоялся творческий вечер "Особенности убойного таланта". А накануне именинник сыграл все спектакли, в которых сейчас занят, - ленсоветовские и антрепризные. 
- Семен Михайлович, прошедший год был для вас урожайным на съемки в кино? 
- Я бы не сказал. Не считая мелких эпизодов, всего три полные киношки. Зато съемки были качественными. Снялся в Америке у Ефима Грибова в фильме "Веселые похороны" по роману Людмилы Улицкой. Сыграл главную роль - умирающего художника Алика. Это американская версия. С Грибовым я работал несколько лет назад, он снял фильм "Мы едем в Америку" и действительно туда уехал. К сожалению, мы так и не увидели ту картину. А "Веселые похороны" он привез мне на DVD в подарок к юбилею. Премьеры еще не было. Фильм ждет фестивальная жизнь. Потом пойдет продажа картины в Америку и Европу. Если Россия захочет купить, и у нас увидят. 
Практически 60 процентов роли я сыграл на английском. Языка не знал и не знаю. Говорят, что это незаметно. Американцы отметили мой... австралийский акцент. А все русские сцены, с нашими персонажами, были на русском языке. 
Вместе с Андреем Федорцовым снялись в главных ролях у Стаса Мареева в фильме "Отрыв по полной". По-моему, хорошая комедия получилась. Я сыграл композитора Зяму, Андрей - повара Галявкина. А у молодого петербургского режиссера Олега Глущенко в приключенческой картине "Падай... Ты убит!" мне досталась роль жулика, вора-медвежатника. 
- Какие-то новые таланты в себе открыли? 
- Таланты уже все раскрыты. Хотя, может, остались еще? Сейчас все раскрою, а что же мне дальше делать? Неинтересно будет жить. Надо оставить чуть-чуть на будущее, на следующие 50 лет. 
Если серьезно, была интересной американская работа. Таким разным - и веселым, и трагическим - меня, в общем-то, не видели. 
- Роль Левия Матвея в фильме Владимира Бортко "Мастер и Маргарита" была неожиданной для вас? 
- Конечно! Я ждал, что мне дадут другую роль, у Булгакова много комедийных персонажей, но что-то не дождался. Наверное, думаю, Бортко меня не знает. Мои друзья протежировали: показали ему картины Андрея Черных "Австрийское поле" и "Секрет виноделия" (с этого я начинал в кино). Никто не верил, что меня утвердят на Левия Матвея, даже гримеры отнеслись к работе халатно, загримировали меня на пробу тяп-ляп. Я попробовался, как мне показалось, хорошо. И режиссер попросил перегримировать меня, возились часа три, сделали хороший грим. Недели две мои фотографии висели на стене среди других претендентов, а потом меня утвердили. Так что к Бортко я попал, можно сказать, по протекции. 
- После этой роли последовали хорошие предложения от режиссеров? 
- К сожалению, пока таких серьезных работ мне больше не предлагают. Наверное, время еще не пришло, надо выждать. Я жду. 
- Скоро будет двадцать лет, как вы пришли в Театр имени Ленсовета. Вашим дебютом стал спектакль режиссера Игоря Владимирова "Любовь до гроба". До сих пор играете! Не надоело еще? 
- Пока здоровье позволяет бегать и валять дурака. Будет совсем плохо - будем играть "покашливая". Представляю, как три 80-летних артиста встретятся на пляже! Зрители этот спектакль любят, на нем всегда полный зал. Уже дети тех, кто был на премьере в 80-е годы, приходят. И, наверное, их внуки будут смотреть! 
- Еще один ленсоветовский долгожитель - "Мнимый больной". Больше ста спектаклей сыграли, уже был последний, прощальный, и опять, смотрю, он в репертуаре. 
- Зачем закрывать то, на что народ идет? А как играют по 100 спектаклей в месяц на Бродвее? Я понимаю, конечно, что они играют ради денег. Наши зарплаты смехотворны. Я как-то зашел в бухгалтерию узнать, сколько все-таки получаю (зарплату теперь перечисляют на карточку). Двенадцать с половиной тысяч в месяц. "Хочешь - жни, а хочешь - куй, все равно получишь мало". Как в советское время. Говорят: "Больше работайте в театре". А почему артисты "линяют" из государственных театров? Раньше мы шли к доске, на которую вывешивали приказы о распределении ролей, и мечтали всюду увидеть свою фамилию, так хотелось работать! На стороне работы не было. А сейчас подходишь и думаешь: господи, не дай бог, чтобы в новом спектакле меня заняли. Это значит, что два-три месяца будешь нищим, потому что надо репетировать. А как семью кормить? Поэтому востребованные артисты соглашаются на контракт. 
- Что-то сейчас репетируете в родном театре? 
- "Испанскую балладу" Фейхтвангера. Роль у меня сложная - испанского короля. Я вообще-то не хотел ее играть. Прочитал пьесу, какая скукотища, думаю. И тема деликатная. Да еще и мотивы, созвучные с моим "Фокусником из Люблина", нашел. Пошел отказываться. Причем настроен был несколько агрессивно (ведь опять дали похожую роль!). Но когда пообщался с режиссером Гарольдом Стрелковым (он работает в Москве, в нашем театре ставит впервые), он очаровал меня своим пониманием материала, неожиданным совершенно! Я понял, что каждая сцена настолько хорошо разработана, что и сыграть роль можно интересно, разнообразно. Скрепя сердце, согласился. Сейчас на репетициях понимаю, что, наверное, не зря. Плавно перехожу в трагики. То играл одни комедии, но вот уже вторая трагическая роль подряд - после Яши Мазура, фокусника. 
- Нынешний ваш герой - испанец! То француза играете, то итальянца. Как говорил Владимиров: "Стругачев у нас комик, простак-иностранец". 
- Все иностранцы - мои. Кто-то же в России должен их играть! 
- В комедии, сатире вы словно рыба в воде. Публика любит Стругачева-комика. Это ваш жанр. А вам не скучно существовать только в нем одном? 
- Конечно, скучно. Нельзя быть одноплановым артистом. Обязательно будут повторы. Комик (комедийный артист) не может постоянно находить новые и новые краски, неожиданные ходы. Тем более в комедии положений, которую чаще всего ставят. И начинаешь заштамповываться, работаешь на своих заготовках, которые уже все видели и знают. От этого и сам жанр становится не интересен. Хотя в комедии можно, конечно, многое раскрыть. Артист - это прежде всего неожиданные повороты на сцене. Вчера он вас смешил, а завтра сыграл так, что все плачут. Тогда понимаешь, что возможности его безграничны. Поэтому зрители и идут в театр "на артиста". 
Почему мне важно работать в Театре Ленсовета? На меня здесь ставят спектакли, которые в других театрах, наверное, не взяли бы. Здесь я совершенно неожиданно для себя и для зрителей сыграл Франца Кафку в постановке польского режиссера Станислава Бабицкого "Западня". И тогда стало понятно, что я могу играть не только комедии. 
Есть жанр, который я так и не сыграл, о котором мечтаю, - мюзикл. Музыкальные спектакли у меня, конечно же, были. Надо обязательно успеть сыграть настоящий мюзикл, пока есть возможности и силы. Русский, американский, классический или написанный специально на меня - какой угодно. Обидно, имея вокальные данные (не стану скромничать!), не сыграть того, что я должен был сделать прежде всего. Мало кто знает, что я человек музыкальный, пою, играю на восьми инструментах, песни пишу. 
- Так в чем проблема? 
- Нужен режиссер-профессионал в этом очень сложном жанре. 
- В "Секрете виноделия" вы снимались вместе с женой. Больше не довелось в кино встретиться? 
- Нет. Мне бы самому посниматься! Татьяна занимается домом, ведет хозяйство. Мы вместе работали в Самаре, в академическом Театре драмы имени Горького, в Ленинграде она играла в Театре "Эксперимент". 
- Дочь Сергея Мигицко, школьница, недавно вышла на сцену вашего театра в спектакле. А ваша дочь, тоже выросшая за кулисами, не грезит о театре? 
- Нет. Она поступила на первый курс СПбГУ, на факультет журналистики. Будет у меня интервью брать. Уже взяла, кстати. Для университетской газеты. У кого первое интервью брать? Конечно, у папы! 
- Традиционные мужские увлечения - футбол, рыбалку - не забросили? 
- Какие увлечения? Когда много работы (а ее много), "увлекаешься" только тем, чтобы найти возможность отдохнуть, выспаться. Все время думаешь, где бы найти кушеточку и увлеченно поспать. В последнее время "увлекался" своим юбилеем, его проведением. 
Футбол люблю смотреть по телевизору, потому что там есть крупные планы, повторы. Сижу как-то на стадионе. Гол! Ну, думаю, сейчас повтор будет. Господи, я же на стадионе! 
- Помнится, когда снимали "Национальные особенности", то жили на берегу озера и, конечно, рыбачили. Все - Рогожкин, Булдаков, вы... 
- Было дело. Но это в прошлом. Рыбаков хватает, есть с кем порыбачить, было бы время. Летом удавалось. У меня на даче есть небольшой пруд, я запустил туда карасей, чтобы долго не сидеть на озере, где ловится в час по чайной ложке. За 10 минут удочкой можно штук 15 натаскать. А потом их обратно отпускаю. 
- А новых "Особенностей..." не будет? 
- Наверное, будут, но уже без нас. Говорят, Рогожкин снял "Особенности национального футбола". Нас там нет, а "особенности" есть. Обидно! Но надеюсь, когда у Рогожкина появится для меня роль, то позовет, он своих не забывает.