Этого актера редкого и многогранного дарования знают в самых отдаленных уголках нашей страны, а его имя на афише – стопроцентная гарантия успеха постановки. Театр им. Ленсовета под занавес самого сложного театрального сезона в истории приготовил поклонникам таланта народного артиста России Семена Стругачева и ценителям комического жанра щедрый подарок – спектакль «Синьор из высшего общества» с нашим героем в главной роли. О своей новой работе, о природе комедии и о том, как перейти из одного амплуа в другое и обратно, рассказал журналу ТЕАТР+ Семен Михайлович в предпремьерном интервью.
Семен Михайлович, приближается премьера в Театре им. Ленсовета «Синьор из высшего общества». С каким чувством вы подходите к этому моменту?
Не люблю премьеры. Нет, мне не страшно, тревожит неизвестность. «Синьор из высшего общества» – это комедия. В трагедии все предначертано. Там понимаешь: здесь будут плакать, тут будут слушать, сейчас будет тишина, потом вздох, а вот комедия – это сплошная неизвестность. Как отреагирует зритель, где он будет смеяться, оправдаются ли наши ожидания – вопросы. К тому же я в Театре им. Ленсовета давно не играл комедии. Меня вдруг перевоплотили в трагика великого российского – на протяжении многих лет играю здесь одни трагедии. Смешно, правда?
Интересно! А ведь когда вы пришли в Театр им. Ленсовета в 1988 году, вас брали именно как комика. Как произошло превращение в трагика?
Игорь Петрович Владимиров, когда брал в театр, определил для меня амплуа: «простак-иностранец». Он так и представил меня труппе: «К нам приехал новый артист-комик из Куйбышева». Все поаплодировали, и я начал играть простаков-иностранцев: французов, итальянцев, и у меня это лихо получалось, хотя, конечно, внутри я был трагиком. Когда сюда приехал польский режиссер Кшиштоф Бабицкий, и ему нужно было выбрать актера на роль писателя Франца Кафки в спектакле «Западня», Владимиров вывел на просмотр всех трагиков театра. Режиссер посмотрел артистов в спектаклях, потом увидел комедию «Любовь до гроба», где я играл итальянского придурка, и сказал: «Кафку будет играть вот этот актер». Владимиров возразил: «Он у нас комик», а Бабицкий в ответ: «Это у вас он комик, а у меня будет трагик». Вот так меня записали в трагики. Нет, после этого я еще играл какие-то смешные спектакли, но последние уже лет пятнадцать играю роль за ролью таких… переживающих людей.
Как появилась идея поставить итальянскую комедию «Синьор из высшего общества»?
Меня упросила художественный руководитель театра Лариса Луппиан. «Семен, - сказала она. – Пора сделать традиционную хорошую комедию положений, потому что у нас в театре много всего: больших авторов, великих драматургов и режиссеров, а нам нужна легкомысленная, такая легкая, завораживающая, искрометная, итальянская или французская комедия». Выбрала она эту пьесу, дала мне почитать. Очень хороший материал: в спектакле занято 14 человек, большая часть труппы. Главная роль этакого «синьора из высшего общества» – действительно, идеальна для актера Стругачева, в таких ролях он привык работать долгие годы до того, как ….
Что это за роль? Леонидо Папагатто – кто он?
Мой герой – прекрасный жулик, поэтическая натура, он актер по жизни, авантюрист безумный. Мне он очень симпатичен. Этот человек фонтанирует, как брызги шампанского, – от него можно ожидать всего. Но по большому счету, признаюсь, это работа для актера помоложе, мне нужно было ее играть лет десять назад. Роль очень многословная, трудная физически, мне уже седьмой десяток, и «вертеться на пупе» будет очень нелегко. Такого материала тяжелого по энергетическим затратам я еще не делал никогда. Главное - остаться бы живым и здоровым после этого спектакля, но коли я что-то обещаю выполнить, я это должен сделать, и сделать хорошо. Плохой спектакль мы не выпустим, пока мы не сделаем это «конфеткой», мы на зрителя не выйдем.
Спектакль ставит режиссер Дамир Салимзянов. Как вам работалось вместе?
Честно скажу, не ожидал, что есть еще такие режиссеры в нашей стране. Он большой профессионал, и его ниша - это жанр комедии. Он знает, что делать, и знает, с чем приехал. У него нет этого апломба, этих режиссерских крайностей, зато есть такое прекрасное качество: он не боится тратить себя ради актера, чтобы артисты выглядели на сцене хорошо.
Как сложился актерский ансамбль этого спектакля?
Успех спектакля – это, прежде всего, хорошая актерская команда. Здесь был очень тяжелый отбор, отсев, возможно, он еще и не закончился. В спектакле задействована молодежь, причем молодежь, которая жаждет работать. Комедия – тяжелейший жанр. Умение рассмешить зрителя, чтобы зритель засмеялся искренне, не от пошлости, а от того, что делает актер, - это редкое качество вообще. И таких артистов еще надо найти.
Как вы думаете, насколько спектакль «Синьор из высшего общества» впишется в сегодняшний репертуар Театра им. Ленсовета?
В нашем театре давно не было такого спектакля, в котором сочетаются и фарс, и цирк, и клоунада, и музыкальная комедия. Здесь должны быть все жанры, способствующие хорошей комедии. Иногда мне кажется, что актеры давно уже разучились играть такие по-настоящему «хулиганские» спектакли, где они могут выразить себя как обаятельных, подвижных внутренне комиков, клоунов, лицедеев. Я считаю, что театр – это, прежде всего, лицедейство, здесь надо не только кричать, выжимать из себя слезу и пугать зрителя своими истериками, но и веселить. Сцена должна быть открыта для всех форм. Новая наша политика: всё в наш театр, всё, что хорошо – должно быть в этом театре.
Беседовала Надежда Кокарева