Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

Семен Стругачев: «Нынче все трагики»

Екатерина Омецинская,- Невское время, 8 декабря 2012

Известный актер, отмечающий 10 декабря 55-летие, рассказал, почему занялся режиссурой и как сыграл вничью с Гарри Каспаровым
Для большинства он по-прежнему Лева Соловейчик из фильмов Александра Рогожкина про особенности национальных охоты и рыбалки. Для продвинутых - Левий Матвей из телеверсии булгаковского романа «Мастер и Маргарита» Владимира Бортко. Для поклонников Театра им. Ленсовета он - прекрасный театральный актер, а для многих актеров - еще и режиссер. Избранные знают, что он великолепный певец, и абсолютно все признают за ним талант острослова и рассказчика. Кто же он, Семен Стругачев, на визитке которого золотом вместо профессии начертан «злой гений»?
- Когда-то вы, снявшись в «Особенностях...», мгновенно получили популярность равную разве что популярности Никулина - Вицина - Моргунова (Балбеса - Труса - Бывалого)...
- Да, и сейчас Максим Воронков снял ремейк фильма Леонида Гайдая «Кавказская пленница», где я играю Труса. Образы очень схожи с оригиналом, хотя все стало более современным. Премьеру надо ждать в 2013 году, но результат загадывать не берусь: даже если мы сделаем хорошее кино, нас будут ругать... Ведь вовсю уже говорят: «А как они могли взяться за это?» Но американцы ремейки как блины каждые десять лет делают и не стыдятся этого.
- Но у нас-то что ни ремейк - на ступень ниже, чем оригинал...
- Спорно все это. Молодежи вот нравится.
- Так они другого не видели.
- Видели они все и говорят: «Отстой». Это наша молодость в нас тоскует, утверждая, что наши кумиры самые-самые. А у молодых свои кумиры. И не надо говорить, что молодежь сегодня плоха. Мне она нравится, я балдею от них! Они интеллектуальнее, умнее нас, образованнее и добрее. Молодые люди 20-25 лет - очень хорошее поколение. Но вот они смотрят на нас и думают: «Бедные, ничего-то в своей жизни не добились, не успели сделать!»
- Вы когда-то хотели стать Ричардом III. Мечта не отменилась?
- За это время возраста и разума прибавилось, что особенно ценно. Опыт появился новый, и сейчас я сыграл бы Ричарда не жестким, а мудрым.
- Как на ваши планы смотрит руководитель Театра им. Ленсовета Юрий Бутусов, который Шекспиру явно благоволит?
- Это у Бутусова и надо спрашивать. Пока что в свои спектакли он меня не приглашал. А вот в «Театральный роман» Игоря Ларина, который пока не состоялся, приглашали, но я отказался, потому что мне показалось, что в таком прочтении, в такой концепции это скучно. Это все от ума, а театру надо совсем другое. Настоящий театр - это театр страстей, актерских глубоких переживаний. Где все до слез смеются и до ужаса плачут. Эмоциональный театр.
- С антрепризой вы сегодня дружите больше, чем с родным театром?
- Получается, да: двадцать своих спектаклей в месяц по разным городам и весям. В антрепризе я могу делать все, что хочу. Причем за нормальные деньги. Сейчас поставил хороший спектакль с хорошими актерами «Будьте здоровы, живите богато!». Мои партнеры - замечательная актриса Татьяна Васильева и прекрасный актер Георгий Мартиросян, ее бывший муж. Таня не скрывает, что счастлива, обретя своего режиссера. Честно говоря, после яркой «Крошки» было страшно пережить вдруг облом, чтобы все сказали: «Он режиссер одного спектакля». Но сам-то я себя так и называю - «крошечный режиссер», потому что я уже пятый раз ставлю этот спектакль, и он пользуется успехом. Вот в Москве в Театре имени Маяковского на потолке зрители висят, и, хотя главный режиссер и решил, что это «не его спектакль», постановка кормит театр.
- Какой он - режиссер Стругачев?
- Я очень требователен к себе и другим. Мне нужна высокая отдача на каждой репетиции. Фраза: «Я сыграю завтра» мной не признается - или сегодня, или никогда. Мне нужны мобильные актеры, умеющие много, а уж если не умеющие, то внимающие мне, чтобы повторили как надо.
- А что движет вами - амбициозность или перфекционизм?
- Наверное, перфекционизм. Но отношусь к режиссуре как к хобби: я выстраиваю актерские спектакли, а вот навыдумывать, наверчивать что-то, чтобы публика ребусы мои разгадывала, - это увольте. Это так просто - обмануть публику, сказав: «Это у меня такое видение...» И тут же критики ведь подхватят: «Это да! Это второй Додин!» - а актеры на сцене даже не понимают того, что они «с холодным носом» играют по режиссерской указке... Для меня режиссура - это когда в итоге похвалят актера.
- Вас не так давно «дохвалили» до народного артиста. Приходилось злоупотреблять званием когда-нибудь?
- У меня лицо «работает». Я им и торгую иногда. Вот надо, бывает, что-то продвинуть, подписать какие-то бумаги, прихожу я к большому начальнику, где люди часами, а то и месяцами по записи стоят, и тут я могу сказать, если лицо «не прошло» (солидно): «Я народный артист...» А в ответ: «Ах! Вы же Лева Соловейчик! Проходите!» - и я у начальника.
- Получается, что и там вы играете роль?
- Да. Причем не только ради самого себя. Так, Оленька Прокофьева, всем известная актриса, может позвонить, что ее задержали, а она уже успела на гаишника накричать «на нерве». Я говорю тогда: «Ну-ка, дай ему трубку!» Гаишник сначала говорит, что трубки ничьи не берет, но когда слышит, что это Стругачев - Лева Соловейчик, приникает ухом, и я начинаю «петь»: «Как тебя зовут? Михаил? Михаил, она же баба, а все бабы, ты же понимаешь... Отпусти ты ее». А он мне: «Да она на меня наехала!» И я начинаю обещать: «Ты прости ее. У нее спектакль, а вот я приеду, в театр тебя приглашу. Потом по чарочке выпьем, и забудешь ты про бабскую глупость...» И в ответ звучит: «Ладно! Я вас по голосу узнал... Езжайте (это он Оле)». Как-то так (смеется).
- А как вы относитесь к тому, что вас часто сравнивали и сравнивают с Луи де Фюнесом?
- Это замечательно - быть похожим на такого мастера-комика. У меня учителем в Дальневосточном институте искусств был Ефим Давыдович Табачников, так я и его копировал, понимая, что лучше мне ничего не придумать.
- Коли помянули Владивосток: почему поехали туда учиться? Не хватило амбиций на Ленинград или Москву?
- Денег не хватило. От Биробиджана, где я вырос, это был самый близкий институт. Я же провинциал, нас четверо детей у мамы было. Сюда ехать и страшно, и дорого: 10 000 километров - это же другой континент! И Владивосток-то (страшным шепотком) - 700 - 700! - километров от дома!
- Вы мамин сын?
- Конечно, мамин, но интернатовский. Все детство я был не дома, не в семье. Сначала круглосуточные ясельки, потом садик, потом интернат, где на субботу нас отпускали.
- Обиды нет на маму?
- Какая обида? Как она с нами четверыми крутилась, бедная! А тогда там и жрать элементарно было нечего. Это теперь весь Дальний Восток хоть и в китайском, но все-таки в шоколаде. А тогда Владик для меня был столицей, и уехал я оттуда, только когда Табачников ушел из краевого театра.
- Настоящий комик - редкость в театре...
- Я тоже так думаю (смеется). Нынче все трагики. Но вот я комик, а играть могу и трагедию. Интересно играть переходы из жанра в жанр, искать трагичное в смешном или смешное в трагичном.
- А в кино что у вас сейчас?
- Ни-че-го. Антреприза позволяет мне не суетиться с кино. Ну нет кина, и не надо! Я могу отказаться от всякой фигни, а уж если в ней сниматься, то только за большие деньги. Правда, есть за последнее время парочка картин, в которых мне за себя не стыдно, например, сериал «Чкалов», где я сыграл роль начальника Валерия Чкалова.
- Вы любите смотреть фильмы, в которых снимались?
- Знаете, как Раневская говорила: «Сняться в плохом фильме все равно что плюнуть в вечность!»? Есть, есть и у меня плевки в вечность... Что-то люблю смотреть, а что-то - лучше бы и не видеть вовсе.
- К кому из ныне действующих режиссеров пошли бы сниматься не раздумывая?
- К Никите Михалкову побежал, если бы тот позвал. Для меня он кумир, что бы про него ни говорили: режиссер он мощный, создатель шедевров. Если бы Эльдар Рязанов позвал - и десять лет назад, и сейчас - тоже пошел бы, особо не задумываясь. Кто у нас еще-то из мастодонтов остался? Те ребята, у которых я уже снимался, хорошие, профессиональные, но позволяют делать, что я хочу, а этого для режиссуры мало.
- А что вам надо как актеру от режиссера?
- Требовательность, внимание к актерам, желание работать с ними и еще - чтобы режиссер был чуточку умнее меня. Я-то от природы не дурак, даже с Каспаровым сыграл вничью.
- Расскажите!
- Это был чемпионский матч в Университете профсоюзов на двадцати двух досках. Я играл давно когда-то, в детстве, понимал кое-что, но давно не брал в руки шашек... А тут Каспаров мне говорит: «Откуда вы знаете лондонскую защиту?» А я ее и знать не знаю в упор.
 
// Беседовала Екатерина Омецинская

 

ИЗМЕНЕНИЕ В РЕПЕРТУАРЕ

Уважаемые зрители! 23 сентября вместо спектакля «Фальшивая нота» состоится спектакль «Все мы прекрасные люди». 26 сентября состоится спектакль «Три сестры» вместо объявленного ранее спектакля "Город. Женитьба. Гоголь.». Приносим свои извинения!

Подробнее

ОН. ОНА...

Театр имени Ленсовета задумал литературно-драматический видеопроект “Он. Она…» по рассказам И.А.Бунина и А.И.Куприна. На Малой сцене театра снимаются настоящие фильмы-спектакли.

Подробнее

СТУДЕНЧЕСКИЙ АБОНЕМЕНТ

Уважаемые зрители! С 7 августа 2020 года мы открываем продажу дополнительных комплектов билетов «Студенческий абонемент».

Подробнее

РУССКАЯ МАТРИЦА

Уважаемые зрители! Мы открываем продажи билетов в кассе театра на спектакль «Русская матрица», который будет показан 6 октября в рамках Российской Национальной театральной премии «Золотая маска».

Подробнее

ВНИМАНИЕ! АКЦИЯ!

Уважаемые зрители! Мы запускаем акцию, в рамках которой вы сможете приобрести билеты на спектакли сентябрьского репертуара по специальным ценам! Обращаем ваше внимание, что такие билеты можно приобрести только в кассе театра!

Подробнее

.

Новый канал: блогер Костя Кляйн на YouTube и официальный сайт Костя Кляйн.

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио Ticketland VII Форум 2019 год театра в России 2019 год театра в России 2019 год театра в России
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр