Top.Mail.Ru

Семейный подряд Барковых

Екатерина Омецинская,- «Новости Петербурга», 2006, 17 - 23 октября

Когда-то дамы-театралки сходили с ума по Дмитрию Баркову. Секрет успеха молодого актёра заключался не только во внешней красоте, но и в великолепной пластике, исключительной подвижности и... умении думать на сцене. Похоже, теперь наступило время молодых мужчин - поклонников театра - сходить с ума от дочери актёра Алёны, которую Владислав Пази ещё успел пригласить с свою труппу. И ныне на сцене Театра имени Ленсовета будет жить династия Барковых...

- Дмитрий Иванович, правда ли, что Вы не разрешали Алёне становиться актрисой?
Д.Б. Я лишь не советовал её идти в эту профессию. В то время. Когда Алёна захотела пойти учиться в театральный, произошла ломка государства, и на сцену хлынула порнуха, чернуха, и театр был в полном развале. Если бы у меня была какая-то другая профессия, я бы и сам в те годы ушёл из театра. Роман Громадский, Серёжа Дрейден и многие другие зарабатывали тогда на жизнь не театром, а кто чем мог. Я остался, но удовольствия никакого от работы не получал... Наше счастье, что вскоре пришёл Пази... А ребёнок окончил школу с золотой медалью: зачем ей портить жизнь? Вот я и посоветовал: «Иди в Университет на факультет международных отношений». Прекрасное фундаментальное образование, три языка в активе - немецкий, французский, английский. Поступила с ходу - по натуре Алёнушка лидер... Но она получила красный диплом, принесла домой - вот тебе, папа. И тут же пошла на Моховую и поступила. Но когда я при Коле Реутове стал сокрушаться, что дочь понесло, с таким образованием, в Театральную академию, он в шутку предложил организовать «провальную кампанию», и тут я ужаснулся по-настоящему... Всё сама. Я ни словом ни жестом не помог. Но и не мешал.
- Алёна, а Вам было всё равно - к кому поступать? 
А.Б. Я хотела поступить поступила на курс к Вениамину Михайловичу Фильштинскому. Прежде всего, он замечательный педагог, который учит актёра быть творцом, не останавливаться на достигнутом. На нашем курсе было много талантливых ребят, и сегодня мои однокурсники в Александринском театре, в Театре на Литейном, в АБДТ... Я надеюсь. Что о них скоро услышат и в театре, и в кино...
- Жизнь семьи осложняет даже одна творческая натура. У вас же теперь в доме три актёра (мама Алёны Наталья Немшилова - тоже актриса Театра имени Ленсовета. - Е.О.) Как это переносит глава семейства?
Д.Б. Когда в семье один актёр - это один сумасшедший, мы с женой - два сумасшедших, а теперь три сумасшедших. Трудно это переносить лишь людям, далёким от театра. Например, из комнаты ребёнка вдруг доносится вопль. Непосвящённые пугаются, но мы-то знаем, что ребёнок репетирует. Это замечательно! Алёнка театр знает изнутри, она видела, как мы с женой репетировали, сама выходила со мной на сцену в возрасте 5-6 лет в спектакле «Кошка на раскалённой крыше»... Но театр ей достался совсем другой. И одна из бед - отсутствие достойной драматургии. Я не ханжа - могу при необходимости и крепкое словцо сказать, но говорить это со сцены - увольте. Цензура должна быть... Задержавшись с приобщением к актёрской братии, Алёна ничего не потеряла за те годы, что училась в Университете. Зато ребёнок - актёр с багажом образования и ума, а это редкость.
- Почему для дипломного спектакля, который теперь включён в репертуар Театра имени Ленсовета, Вы, Алёна, выбрали «Алису» Льюиса Кэрролла?
А.Б. В этом произведении множество персонажей - это огромное поле деятельности для актёра. В Кэрролле всегда стоит вопрос выбора. Алиса в течение приключений приобретает - нет, не мудрость, а жизненный опыт. Она меняется, и каждый раз с ней меняюсь я.
- А Вы, Дмитрий Иванович, на правах отца вмешивались в творческий процесс?
Д.Б. Она выслушивает советы, но всегда делает по-своему. Соединяет мои и мамины (самые объективные и точные) замечание, и из них рождается что-то своё. Её «Алиса» ничего общего не имеет с произведением Кэрролла. Она сама написала сценарий. Я её всю жизнь учил, что то, что легко даётся, - не интересно. А интересно лишь то, что с первого раза не получается. И она всё время преодолевает... Когда Владислав Борисович Пази пригласил её в театр ( с оговоркой, что и на его курсе, составляющем основу труппы, много молодых актрис), он сказал, что ему хотелось бы «сработать» какую-нибудь пьесу на нас троих. Но он не успел...
- Алёна, профессиональная конкуренция Вас не пугает?
А.Б. Каждый в жизни и работе должен занять свою собственную нишу. Это искусство выживать. Есть единственный правильный принцип: если эта роль досталась не мне, она была не моей. Мне интересно с учениками Пази, и я надеюсь на сотворчество.

...То, что папа без ума от дочери, очевидно. Он называет Алёну «беспроблемным ребёнком», говорит, что она выросла тем человеком, которого он и хотел бы видеть рядом с собой, гордится её талантами и человеческими качествами... А дочь смотрит на отца с уважением и обожанием, считает его самым чутким, профессиональным и объективным критиком, даже несколько робеет в его присутствии...
От молодых людей нынешнего поколения можно редко услышать признание, что карьера - не главное в жизни. А Барковой-дочери важно, чтобы папа пришёл на спектакль и сказал, что «это хорошо»... Такая вот гармония. И слава Богу. А пьесу «на семью» обязательно кто-нибудь поставит. Я просто уверена.
Екатерина Омецинская