В театре имени Ленсовета на Малой сцене 17 и 18 февраля случилась совершенно замечательная премьера — «Палата № 6».
Режиссёр Евгения Богинская, которая уже проявила себя как тонкий исследователь души и человеческих отношений в спектакле «Двое на качелях», в этот раз не просто обратилась к чеховскому тексту, но позволила артистам добавить свои реплики. Кроме того, участники постановки в период репетиций даже побывали в настоящем заведении для душевнобольных — так они лучше смогли прочувствовать атмосферу, в которой происходит действие повести классика.
Сам Чехов так высказывался о ставшем впоследствии знаменитым и многажды экранизированном и поставленном на сцене литературном произведении: «Кончаю повесть, очень скучную, так как в ней совершенно отсутствуют женщина и элемент любви. Терпеть не могу таких повестей, написал же как-то нечаянно, по легкомыслию».
Благодаря женской режиссуре спектакль «Палата № 6» совсем не выглядит скучным. В сюжет изящно вплетена линия двух пар — милейших флиртующих Михаила Аверьяныча (заслуженный артист России Александр Солоненко) и Дарьюшки (Юлия Левакова), а также двоих страстно влюблённых, говорящих на одном языке, — Анны Сергеевны (Евгения Евстигнеева) и Хоботова (Константин Симонов). Поскольку главная тема повести — сумасшествие, в данном случае оно рассматривается в самых разных контекстах, в том числе — на почве безумной, безрассудной, бесподобной любви, отчаянной и всепоглощающей. Это потрясающий тандем — иногда не требующий слов, и выражающийся только в безмолвном и дерзком танце.
Спектакль очаровывает безукоризненной актёрской игрой (браво народному артисту России Владимиру Матвееву и совершенно обезоруживающему своим талантом Ивану Шевченко!), завораживающей сценографией — с минималистичной игрой света и тени, восхитительной музыкой, глубокими диалогами о смысле жизни и счастье, о боли и страдании, о том, какое общество лучше — безумных или интеллектуалов.
«Не стоит мешать людям сходить с ума» — так Чехов определяет существование в рамках определённого мировоззрения, близкого одним и совершенно чуждого другим. «Обыкновенный человек ждёт хорошего или дурного извне, то есть от коляски и кабинета, а мыслящий — от самого себя». А что если мыслящий однажды приходит к выводу о неправильности своего выбора и — как итог — всей судьбы? Что если от мыслей можно потерять рассудок, а затем и жизнь? Что если врач окажется на месте пациента и посмотрит на мир иначе? Что если палата №6 — это зеркало мира, пусть и кривое, но точно отражающее суть многих вещей? Что если заглянуть внутрь себя, раскрыться, вспомнить о том, что радовало, утешало и вселяло надежду? Может быть, временами полезно терять контроль, заходить вместо дикого зверя в клетку собственного сознания, слушать и слышать давно забытое, находить ответы и выдыхать. И успокаиваться. И слать к черту, прощаясь. Может быть, стоит иногда смотреть подобные спектакли — чтоб отличать мнимое от настоящего и жить счастливо и спокойно — по своему выбору. Ведь «покой и довольство человека — не вне его, а в нем самом», сомневающемся, чувствительном, живом.
Текст: Татьяна Кононова
Фотографии Юлии Смелкиной