На Малой сцене Театра имени Ленсовета выпустили чудесную детскую премьеру «Птицы» по мотивам русских народных сказок. Название спектакля, восходящего к исконным фольклорным обрядам и до краев наполненного мудростью, мелодичностью и лиризмом, определяют три известных «птичьих» сюжета. В «Белой лебедушке» прекрасная царевна-лебедь становится добычей, а затем и женой Ивана-Царевича и матерью их сына. «Гуси-лебеди», или «Привередница», о маленькой капризуле — сестрице Малашечке, что взрослеет на глазах при помощи Печки, Яблоньки и Речки и спасает братца Ивашечку от Бабы Яги и ее «придворной» стаи. Наконец, «Белая уточка» — жутковатая история о том, как завистливая сестра царевны задумала погубить ее с детками и превратила их в утиное семейство.
Режиссер и многодетная мать Мария Романова знает толк в том, как рассказывать детям сказки. Во-первых, ее работа доказывает, что прочно завладеть вниманием маленького зрителя можно и без всяких броских и модных спецэффектов — если не считать таковыми веками опробованные приемы наших предков. А они знали и хранили напевные колыбельные и владели искусством наделять человеческими чертами птиц, рыб и животных, и, наоборот, видеть в характерах и поступках людей природную силу, идущую от земли, воды и воздуха. Звучит, возможно, пафосно, но в «Птицах» переходит в определяющее «во-вторых»: сила — в простоте, что и создает эстетику высочайшего уровня. На сцене — минимум декораций, зато костюмы «с изюминкой» и остроумный рукотворный реквизит «со смекалкой».
Художник Мария Лукка придумала игрушки: вертушки (из колеса от телеги), птичьи и конские головы (из белого валенка, насаженного на грабли или на простыню), деревянные куклы, птички и домики (будто их выстругал сосед-плотник), «ледяной» ручей (из зеркал-трюмо), грубоватые качели-маятники... Вспомнили здесь языческие и площадные приемы: гигантские маски скоморохов или ярморочный балаганчик (лоскутное одеяльце перекинуто через шест, тряпичные куклы с «живыми» головами разыгрывают для зевак представление).
В-третьих, чистое, живое ансамблевое пение в исполнении четырех молодых артистов, выпестованных опытным фольклористом Елизаветой Бородулиной. Сюжетную канву, с легоньким оканьем и плавными движениями (за нужную мягкость пластики отвечает Римма Саркисян) неспешно плетет Тоня Сонина, обладающая внешностью и статью юной Аллы Демидовой. Прочие образы создает дружная троица: София Никифорова, Галина Журавлева и Александр Крымов. Они то косыночки повяжут, то бусы или шапки наденут, то слезки-жемчужинки рассыплют, то потянут бумажные кораблики за веревочки, то камешками или перчатками зашуршат, и послышится плеск волн или шум крыльев всполошенной стаи...
Переливаются трелями свистульки, позвякивают колокольчики и бубенцы, постукивают ложки и трещотки. Дробушки и частушки, гармошки и балалаечки, клубочки и ниточки, гнездышки и веточки: сплошь уменьшительно-ласкательные суффиксы и нежная милота. Мораль же проста: добро, конечно, побеждает зло, но счастье свое крепко нужно беречь.
Мария Кингисепп