Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

Самокритичный Карлсон. Мнение актера о себе и современном театре

Екатерина ОМЕЦИНСКАЯ, - «Московский комсомолец» в Питере», 2005, 14 января

На премьерные спектакли питерских театров Новиков ходит с завидным для актера постоянством. Правда, после первого действия часто исчезает. Если же он смотрит весь спектакль, в антракте всегда с кем-то горячо что-нибудь обсуждает. Часто с пожилыми актерами или пожилыми леди из общества «Театрал». Для того поколения актеров, что нынче царствует на подмостках, поведение нетипичное... К счастью для «МК» в Питере», выяснилось, что актер Театра имени Ленсовета Александр Новиков - существо не менее любопытное. Это интервью состоялось отчасти и потому, что он сам хотел узнать, о чем же его могут спросить.... 
- Саша, почему вы актер? 
- Ни к чему другому я не имею склонности вообще. Это выяснилось еще в школе. Неспособностью к таким предметам, как алгебра, геометрия, физика, химия, я обладал чудовищной. А с возрастом ушли последние навыки, включая умение писать. За зарплату же нынче расписываться не надо: все на карточку переводят. Пока еще, правда, читаю, подчеркивать умею и лишние слова из роли вымарываю хорошо. А больше и ничего... 
- Ну, хоть читаете, и то славно... А любимый автор есть? 
- В профессии - Гоголь и Островский. А вне театральных стен читаю много и бессистемно. Многое параллельно пытаюсь читать, многое начинаю и бросаю. Жванецкий гениально сказал, что надо уметь уходить с плохих спектаклей и бросать плохие книги... 
- С книгами понятно, но со спектаклями?.. 
- Я люблю ходить в театр, но если мне скучно, ухожу. Даже дурновкусие можно перенести, если театр живой. Но холодные, мертвые культурные построения ледяного театра перенести невозможно. 
- А что любите в театре? 
- Мои симпатии в плане театра находятся не в сегодняшнем дне, особенно актерские. Актеров современной мне школы, на которых я бы, например, хотел быть похож, назвать вообще не могу... 
А вот Алиса Бруновна недавно сыграла на нашей сцене премьеру «Оскар и Розовая Дама». И что? После этого все наши будни, обсуждения, рассуждения о том, что Кузькин играет лучше, чем Муськин, кажутся смехотворными. Есть просто Алиса Фрейндлих, которая стоит вне существующей шкалы ценностей. Есть недостижимый уровень актеров старшего поколения, между которым и общей массой - пропасть. 
- Погодите, погодите! Вы же себе самому и своему поколению так планку занижаете! 
- Я факт констатирую. Сегодняшние актеры берут другим: работоспособностью, например. Я по себе знаю, что такое за тридцать пять съемочных дней снять семнадцать серий... Те - великие - так, может быть, даже и не смогли бы. Но вопрос в том, каков результат. Впечатление! Сильнейшее - от старых актеров, и какие «достижения новой драмы» можно после двух часов игры Фрейндлих обсуждать, просто не знаю... 
А Леонов, Евстигнеев? Как они играли! Какие «маски» и «софиты» мы после этого сегодня можем раздавать и кому? Похожим на них никак не станешь... 
- А как вы относитесь к традиционным театральным амплуа? Вот вас, мне кажется, театр все время втискивает в рамки комика... 
- Ой, это вы хорошо спросили: попали в больное место!.. Сегодня слово «амплуа» подзатерли, конечно. Если бы я был 100-процентным, чистым комиком, я был бы самым счастливым человеком. Я считаю, что комическая природа - это высшее проявление актерских способностей. Очень странно слышать, когда артисты, которые даже не знают, что такое заставить зрителя рассмеяться, рассуждают: «Ну, ладно! Это все комедия...». Я искренне удивляюсь, когда артисты, игравшие комедийные роли и тем самым творившие чудо, доставлявшее залу неизъяснимое наслаждение смеха, вдруг, достигнув определенного этапа в своей жизни, начинают «страдать» по серьезным ролям. В интервью, с высокой трибуны они начинают стенать: «Дайте, ну дайте мне сыграть Шекспира!..» Ему дают, он играет, потому что наработок за жизнь сделано немеряно, но такого чуда, как в прежних ролях, не происходит. А когда он играл незамысловатую комедию, три часа люди падали со стульев от хохота... 
Для меня, если в роли вообще нет юмора, который, по словам моего учителя Игоря Петровича Владимирова, не шутки, не репризы, не ржание в зале, а довольно тонкая, но необходимая вещь, это тоска. Когда разбор пьес с Владимировым делали, всегда искали юмор даже в простых фразах и избитых сценах. Театр должен фонтанировать идеями... 
- А вы роли себе выбираете согласно этому принципу? 
- Я считаю, что право на выбор всегда принадлежит режиссеру. Один раз в жизни, правда, сам собирался пойти напроситься на роль к Семену Яковлевичу Спиваку. Уж больно хотелось сыграть кузена Лариосика в «Днях Турбиных», но когда узнал, что на эту роль берут Сашу Строева, с которым мы в добрых приятельских отношениях, сразу раздумал. А Саша играет и по сегодняшний день... 
- А в кино у каких режиссеров довелось сниматься? 
- Мне самому не по себе становится, когда я думаю, что уже работал с Мельниковым, Маминым, Овчаровым, Масленниковым (даже дважды)... Это тоже люди старшего поколения в профессии: они мощнее, выше на голову своих молодых коллег. Про главенство старшинства я понял еще на первом курсе, когда в класс вошел Игорь Петрович Владимиров. Он вообще мог ничего не говорить: в самом факте его присутствия уже была школа. 
- Но зритель-то судит артиста не по школе, а по простому принципу: «нра» или «не нра». Современная антреприза это уловила и вовсю злоупотребляет зрительским мнением об актерах... 
- Суть актерской профессии предполагает необходимость нравиться. Отсюда и берутся хорошие артисты. Как можно относиться к актеру, про которого говорят: «Он такой хороший, но никому не нравится...»? 
Что же касается антрепризы, то она сегодня, увы, больше напоминает зоопарк. 
- Театр, говорят, сейчас вступил в чисто актерскую стадию. Мол, времена драматургов и режиссеров остались позади... 
- Сегодня люди, создающие спектакли, часто допускают типичную ошибку. Художник думает: «Вы творите что хотите, а я все равно смогу сделать красиво...». Режиссер думает: «Ну, я-то уж знаю, что делаю и про что...». Актер думает: «Решайте-решайте, а я выйду, подмигну где надо, и все будет как надо...». А работать должны все вместе. Режиссер должен знать путь, на протяжении которого и возникает спектакль. Хотя я сам - не артист репетиций. Я обожаю разбор, прогоны и самый первый спектакль. Второй - самый тяжелый: в памяти еще «сидят» вчерашние реакции зала, а сегодня - все по-другому. В идеале после шести-семи спектаклей практически каждую постановку надо возвращать в комнату и дорабатывать. Опять-таки всем вместе. 
- Вы в Театре Ленсовета всегда были заняты в детских спектаклях. Вы «в дружбе» со сказочными персонажами до сих пор? 
- О! Кота Леопольда я сыграл четыреста раз! Не знаю даже, может ли кто-то сравниться со мной в этом... Детей играл: например, четырнадцатилетнего мальчика в «Крошке». Вот Карлсон - роль, которую можно начинать играть в двадцать и закончить в сто лет. И каждый раз будет что сказать. Из этой роли не вырастешь никогда. «Малыша и Карлсона», кстати, со Светланой Письмиченко мы уже десять лет играем. Лучше приходите и увидите, что к чему. А то я вам тут такого бреда наговорил... 
На себя Новиков наговорил действительно бреда. В театре его считают редкостным умницей. Все сценарии капустников, хохмы и подколы - обычно его ума и рук дело. Любое его появление на сцене - неминуемая улыбка всего зала. Да и он сам - просто олицетворенная улыбка Чеширского Кота: добрая лукавинка в глазах и кокетливые ямочки на щеках... 
«Карлсона» с ним в главной роли я таки посмотрела. Детские впечатления от Равиковича и Фрейндлих спустя тридцать лет не пострадали. А сидевший рядом со мной мальчишка лет одиннадцати-двенадцати выдал в конце спектакля гениально краткую критику: «Клево!» И с этим было трудно не согласиться. 

Екатерина ОМЕЦИНСКАЯ

Человек родился!

Поздравляем главного администратора Диану Черепанову с рождением сына!

Поздравляем!

Поздравляем Юрия Николаевича БУТУСОВА с вручением ему премии "ЗОЛОТАЯ МАСКА" в номинации "ДРАМА/РАБОТА РЕЖИССЕРА" за спектакль «Дядя Ваня»!

Поздравляем!

Поздравляем з.а.России Елену Комиссаренко с юбилеем!

Проект «Золотая Маска в городе»

8 апреля в 14:00 в Москвариуме на ВДНХ состоялся бесплатный показ спектакля «Птицы».

Изменения в репертуаре

Уважаемые зрители! Вместо спектакля «LIEBE. SCHILLER» на Малой сцене 18 июня пойдет спектакль «МЕДЕЯ», 19 июня пойдет спектакль «СВОБОДНАЯ ПАРА», 20 июня пойдет спектакль «ТЕЛО ГЕКТОРА». Приносим свои извинения!

Мы в социальных сетях:

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр