Top.Mail.Ru

С указанием конкретных заслуг

Мария Кингисепп,- «Театральный Петербург», 2007, № 18 - 19, 1 - 31 декабря

В декабре в театре им. Ленсовета двойной юбилей: 5-го числа артисту Олегу Левакову исполняется 60 лет, а 10-го числа артисту Семену Стругачеву - 50. Чествованию славных новорожденных посвящается эта заметка.
Представьте себе, у драматических артистов, у этих небожителей есть разряды, тарифная сетка и обычные документы в отделе кадров. И когда их представляют к заслуженным наградам, на них пишут «характеристики с указанием конкретных заслуг». Сотрудники литературной части обстоятельно и подробно составляют формально-креативные рассказы об их росте и жизнедеятельности. На каждого заведена специальная канцелярская картонная папка с надписью «Дело», где собраны вырезки (рецензии, анонсы, интервью), фотографии и буклеты с афишами.
У артиста Левакова Олега Александровича такая папка тоненькая, у артиста Стругачева Семена Михайловича - раз в десять толще. Это потому, что по жизни артист Стругачев - «медийное лицо», а Леваков - «боец невидимого фронта». Стругачева, слава богу, зрители ценят не только за расхожие кинохиты. Однако же пухлая стругачевская папка лопается от однотипных интервью, в которых восторженные корреспонденты отделов культуры всяких телепрограммок и ежедневных газеток искренне полагают: не обсудить с театральным артистом его успехи в кино, а заодно и квартирный, и национальный вопрос - это ж себя не уважать. И он покорно обсуждает (популярность - жестокая вещь). 
Левакова сия чаша миновала: прохожие не зовут его выпить и не лезут за автографами. Его просто с детства помнит каждый петербургский ребенок - по замечательным инсценировкам из цикла «Сказка за сказкой» на Ленинградском телевидении (а еще он работал в службе «Сказки по телефону»!), и десятки лет знают и любят думающие театралы - как темпераментного актера, сыгравшего больше сотни ролей, и внимательного режиссера, уважительно относящегося к исполнителям. 
На сцене эти двое творят такие чудеса, что взгляд не оторвать, челюсть отвисшую на место не вставить, за хохот неприличный и повизгивания ничуть не стыдно, комок в горле трудно проглотить, и только думаешь: господи, как хорошо!..
И-и-эх! - так примерно играет Стругачев. Оглушительно и бурно. Он из тех комиков, которые не бесят пошлым кривляньем, а восхищают великим даром, в том числе - и уникальным вокальным и редким пластическим. А кто видел Стругачева в серьезных, трагических и камерных ролях, тот растерянно и трепеща снимает шляпу. И это о нем сказано: «Порой за маской экстравагантности и даже фиглярства скрывается тонкая духовная материя».
Р-р-р! - это артист Леваков. Он умеет быть гениально мерзопакостным. У него, мужчины сдержанно-скромного в жизни, на сцене обнаруживается бурный темперамент, бешеный напор и безудержный ор. И похож он иногда бывает на взбесившегося зверя, на кошмарного злого разбойника, на чудовищного самодура, который скачет и швыряется реквизитом, на лицо ужасный, добрый внутри. 
Работа театрального критика - вовсе не в том, чтобы судить о чужом мастерстве или сообщать, понравилось ему бесплатно сидеть в театре или нет. Для критика главное - заковыристые эпитеты выдумывать, мусоля словарь синонимов, когда иссякает фантазия. Таким эпитетам для Стругачева и Левакова несть числа. И это сплошные перлы: незаурядный сценический темперамент, органическое чувство юмора, вкус к эксцентрике и гротеску, выразительные пластические возможности, глубина психологических мотивировок, острое комедийное дарование, яркая фактура, невероятный диапазон актерских возможностей, ураган на сцене, потрясающие проникновение в образ...
Вот какими видятся критикам персонажи Левакова: печально-ироничный, дурашливый, агрессивный, надломленный, простодушный, опустившийся, неприкаянный, страдающий, уязвленный, нелепый, острогротесковый, напористый, деспотичный, взнервленный, чудаковатый, дотошный, язвительный, чопорный, экспансивный, хитроумный, лихой, задиристый, экзальтированный, мудрый, беспощадный, несуразный до вздорности, амбициозный, бесконечно одинокий, иронично-импозантный, лихорадочно-взвинченный, импульсивный...
А вот каких симпатяг играет Стругачев: зловещий, невежественно-агрессивный, уязвимый, раздираемый противоречиями, язвительный, желчный, ироничный, глубоко ранимый, азартный, простодушный, обаятельно-суматошный, сногсшибательно темпераментный, блистательно эксцентричный, чудаковатый, несокрушимо упрямый, трогательный, утонченный, экзальтированный, амбициозный, нелепый, глуповатый...
В отношении этих двух юбиляров никакой критик не в состоянии, как говорится в одной пьесе о людях театра, «скорчить свою критическую рожу», вяло аплодировать и строчить формальные рецензии. Критик тут превращается в непосредственного, взволнованного ребенка. И пишет: какое счастье, что столько лет сильную труппу театра им. Ленсовета украшают заслуженные артисты Леваков и Стругачев. И пусть будут у них еще десятки званий, сотни ролей, тысячи постановок и миллионы самых достойных эпитетов. 
Продолжайте работать и творить, господа: вы прекрасны. Делайте нам и больно, и смешно: мы этого жаждем и ждем.
Мария Кингисепп