Top.Mail.Ru

С ДОЗВОЛЕНИЯ НАЧАЛЬСТВА

Мария Кингисепп,- «Инфоскоп», 2014, июнь

Олег Леваков выпустил на сцене Театра им. Ленсовета премьеру «Без вины виноватые» по одноименной пьесе А. Н. Островского. И сама постановка, и манера актерской игры, и даже оформление программки выдержаны в старинной, витиеватой и благородной манере «больших и малых императорских театров».

Так, в программке сохранена даже дореволюционная орфография и обороты речи: «Съ дозволенiя начальства данъ будетъ спектакль» или «Въ роли Елены Ивановны Кручининой артистка русской драмы г-жа Луппiанъ».

И если подобную полиграфию еще можно принять за шутку, то спектакль, решенный в лучших и почти, было, позабытых ленсоветовских традициях, поставленный и сыгранный однокашниками, учениками Игоря Владимирова, всерьез предъявляет почтеннейшей публике классическую комедию позапрошлого века с элементами криминальной драмы. Лариса Луппиан, Сергей Мигицко, Евгений Филатов, Сергей Кушаков, Лидия Мельникова, Светлана Письмиченко и их «младшие» коллеги работают так, словно нет и не было никаких ультрасовременных театральных экспериментов: временами спокойно и сдержанно, временами широко и звонко.

Не всякий зритель к подобному традиционному решению оказался готов. Несколько сезонов подряд его щедро пичкали в театрах всевозможной «произвольной программой» — невыносимо свободным обращением с классикой и последними, извините за выражение, модными трендами, как-то: нагромождением решений, режиссерскими экзерсисами в тщетной демонстрации собственной гениальности, внешним новаторством, не оправданным внутренней сутью, нецензурной лексикой, звучащей со сцены (которую, впрочем, недавно законодательно запретили). Когда после всего этого вдруг попадаешь на спектакль, который классику чтит и в бросовых приемах не закапывается, становится даже как-то не по себе.

А зря. В этом есть определенная манкость. Особенно если в центре внимания — актеры и изнанка их «пленительной» профессии, если оформление предельно простое, почти условное, если повсюду на сцене — букеты, корзины и охапки цветов, и звучит чарующая музыка, написанная штатным композитором театра Евгением Стецюком.

Пьеса Островского волею истинно ленсоветовской фантазии не лишена детективного начала: безутешная мать ищет сына, этой встрече все и вся пытаются помешать… Главным следователем-сыщиком, фокусником-сказочником и, некоторым образом, кукловодом, олицетворяющим чуть ли не саму Судьбу, выступает персонаж Мигицко: именно он раскручивает сюжет, ведет его через кульминацию к развязке и играючи руководит поступками действующих лиц.

Мария Кингисепп