Top.Mail.Ru

Ружье стреляет дважды

Екатерина Омецинская,- «Новости Петербурга», 2009, 22 декабря


Знаменитые пьесы "Предложение", "Юбилей" и "О вреде табака" стали основой нового спектакля театра им. Ленсовета "Чеховъ. Водевиль".
Все три коротких анекдота режиссер Андрей Прикотенко объединил одним героем - Иваном Васильевичем Ломовым, заменив им и старика Хирина из "Юбилея" и подкаблучника Нюхина из "О вреде табаку", и явно местами заменил уважительное "вы" на панибратские обращения.. Чеховский юмор от этого вовсе не пострадал. Не потеряв "фирменной" легкости, он обрел философию "человеческой комедии". Судьба главного персонажа, сыгранного Александром Новиковым, незавидна. Зритель воочию убеждается, что может статься с человеком, который женился не счастливо и жил наперекор своей воле... Уже несколько приевшаяся детскость прикотенковского героя здесь, если не оправдана, то уместна. Ведь все мы, обретая семью, словно перед Новым годом мечтаем о счастье и благополучии. Ан не выходит никак... И дуболомная Наталья Степановна, с которой довелось Ивану Василевичу прожить тридцать лет и три года, в исполнении приглашенной Ульяны Фомичевой - полноценное доказательство того, что все в судьбе мужчины решает женщина.
От осознания этого факта Ломова - Новикова жальче вдвойне, и на последнем его монологе в зале начинают мелькать платочки в руках у чувствительных дам, а мужчины сочувственно покрякивают. Впрочем, до этого публика не в меру забавлялась комизмом всего происходящего на сцене: каждый герой по Прикотенко - картинка с натуры. Все гримаски, жесты, движения - энциклопедия людских типажей. Одна хрестоматийная Мерчуткина (Галина Субботина) чего стоит! Кстати, "Юбилей" оказался наиболее сильной составляющей спектакля. Ритмическая основа действия создает впечатление словесной и жестовой игры героев в пинг-понг. Режиссер не позволяет остановить взгляд ни на одном из актеров: все они - и Новиков, и Андреев, и Камчатова и Субботина являются "членами одной команды", каждый из них (почти буквально) тянет свою ноту, без которой ощущение фейерверка на сцене неминуемо бы пропало. И детства в этих героях хоть отбавляй. Андреев - Шипучин искренне восторгается звучанием своей фамилии (Ши-пу-чин!), Субботина ноет, как капризный ребенок, а Камчатова, как это частенько делают дети, стремящиеся обратить на себя внимание взрослых, упорно гнет свою линию рассказа о родственниках...
Еще в спектакле (по Чехову) дважды стреляет настоящее ружье (причем во второй раз уже будучи сломанным), отлетают и тут же пристегиваются обратно накладные дамские локоны, ведут мальчишескую перестрелку ("Бум! Дыщ! Пиу!") хозяин банка и бухгалтер, под мужской брючной парой возникают кокетливые панталоны, да много еще чего... Разумеется режиссеры могут закидывать в постановочную топку любые идеи, размахивать руками, ругаться и умолять, но ежели актеры не могут воплотить в образы их неуемные фантазии и представления о героях, так уж и спектаклю не бывать. И успех премьерного спектакля Андрея Прикотенко явно на 90 % обеспечен игрой исполнителей, в очередной раз доказавших, что дух ансамбля здесь силен по-прежнему. Солистом ансамбля в этот раз оказался Новиков Великолепный (да простится мне этот пафос): именно его заслуга в том, что искреннее веселье в зале постепенно сменяется грустью и зритель, как и положено в настоящем театре, уходит домой "с думой на челе". И это очень по-чеховски, вы не находите?
Екатерина Омецинская