«Мавр» по Уильяму Шекспиру в Театре им. Ленсовета
Вступление первое. Я позаимствовал название у Н. Г. Чернышевского, присовокупив про барабанчик. Имеет право и критик дополнить классика, как режиссер Гарольд Стрелков. Усатый новатор не поленился, создал оригинальную версию небезызвестного «Отелло».
Вступление второе. Начну издалека, из Москвы. Однажды спросили режиссера Андрея Прикотенко, что он думает о своей столичной постановке «Эльсинора» (то бишь «Гамлета»). «По-моему, смешной спектакль получился», - скромно ответила звезда молодой режиссуры. Верю. Умеет Прикотенко насмешить. Но конкуренция кошмарная! Каждый норовит представить трагедию Шекспира в развеселом виде. Однако Андрей Прикотенко или Андрий Жолдак понимают что творят. Наш реконструктор Театра им. Ленсовета работает сложнее: сам Стрелков направляется в одну сторону, а природное чувство юмора тянет его куда-то за угол.
Никто не предупредил публику: «Мавр» - это потешная комедия. Напротив, всем объясняют в анонсах: Шекспир по-стрелковски - о «бремени страстей человеческих». Звучит свежо, но без претензии на хохот. Необузданная веселость вылезает исподтишка. Каждый обитатель детского сада знает: концепция видна уже в распределении ролей. Назначишь на роль Гамлета Николая Баскова - одна концепция, Михаила Светина - совсем другая. На Отелло режиссер призвал Олега Андреева, стяжавшего славу образами туповатых мужичков. Именно эта краска в палитре молодого актера и привлекла Стрелкова. Героев Александра Новикова тоже не упрекнешь в излишней интеллектуальности. Новиков - лучший в городе комик-простак, балуется опереткой. Естественно поручить ему роль Яго. Опять же, складывается хорошая традиция после «Отелло» в Молодежном театре: Яго должен быть с ямочками на щеках. Ямочек у Новикова навалом.
Два богатыря и фашист
На привычный взгляд посредственность (Яго) уничтожает яркую личность (Отелло). В «Мавре» посредственность морочит голову посредственности. Ново! У бывшего Шекспира есть еще фирменный дурак, Родриго. К счастью, Стрелков в экстазе ампутировал Родриго вместе со всеми жителями Венеции. Должность мужчины, который ничего не соображает, осталась вакантной. Кассио ее скоренько занял. Роман Кочержевский-Кассио - тоненький кузнечик в фашистской форме. Очёчки. Чахлая бороденка. Математик. У Отелло с Яго, само собой, форма советская, хотя и не всегда уставная. Как же служаке, русопяту Яго такого лейтенанта не объегорить? Хотя, заметим, рядом с бестолковым Кассио простаки тянут на академиков. Все познается в сравнении.
Кстати о русопятстве. Не все ясно с национальной принадлежностью персонажей. Вроде бы Отелло и Яго - настоящие русские богатыри. Особенно Андреев. В первом эпизоде - русская рубашка на выпуск, прическа а ла мужик. Выходит на мостки для стирки белья и сразу, без затей: «Молилась ля ты на ночь, Дездемона?». А улыбка добрая, глупая, счастливая до ушей. «Эх, - думаю, - Ваня ты, Ваня...»
Яго Новикова - старшина-сверхсрочник из глубинки. Застенчив, словно Иван Бровкин из старой кинокомедии, и пуглив. Хотя в финале, после того как женщину по недоразумению наказали, в нем появляется очаровательное лукавство. Артист взял на вооружение фразочку: «Еще мне мавр за то спасибо скажет, что я сгублю его семейный мир и на смех выставлю пред целым светом». Хотел пошутить, а вышло как всегда.
Где водятся мавры?
В Андрееве от мавра нет ничего. Лишь под конец стал рычать и грызть аппетитный живот Новикова. Ну зверь-зверем. Зато Яго с Кассио в момент особо интенсивного разжигания звериных инстинктов в старшем по званию начали бить в там-тамы. Ритмы Африки, отблеск костра. Все во мне возбудилось. Но стало непонятно, кто же из троицы недавно покинул джунгли? В каком регионе? Возвращаясь к там-тамам, напомню: художник Эмиль Капелюш любит экзотические и многоосмысленные предметы. Отелло, если вы не знаете, был специалистом по подводным лодкам. Носил лодку-трехметровку на спине. Вот эта лодка и выполняет в то же время функцию «барабана судьбы». Кассио с головы лодки колошматит верхними конечностями - Отелло с хвоста прижался одним ухом (не помню каким) и слушает. У европейца давно бы от такого прослушивания перепонки лопнули, а полумавр, видимо, туговат на ухо. Яго оконечностей лодки не досталось. Он бил в старинную пушку, похожую на пивную бутылку с крышечкой.
Тайны ленсоветовских пирамид
Впрочем, самая загадочная, в смысле этнической идентификации, - Эмилия. Смотрю, что за женщина с землистым лицом делает странные жесты на манер египетских танцовщиц в опере «Аида»? Выяснилось: вся эта египтянщина есть у Шекспира. Непутевый военачальник, рассказывая про подаренный мамкой платочек, обмолвился: «Ткань окрашена могильной краской мумий». Ясное дело, Стрелков загорелся: превращу-ка я Эмилию в мумию. Только Ирина Савицкова с ее опытом и красотой могла так натурально изобразить «жизнь после смерти»!
Увы, тут вышла маленькая нестыковочка. Эмилия, похоже, не разговаривала с IV века до нашей эры. Только прикладывалась слегка к супругу Яго своими обезвоженными при мумификации поверхностями. При таком раскладе мужнино обзывание экспоната Каирского музея болтушкой и даже хорьком заставило зрителей вытащить платки - смешно до слез получилось. Правда, в самом финале мумия внезапно заговорила. Трудно даже древней египтянке удержаться и не вскричать: все мужчины-подлецы!
В отсутствии прачечного комбината
А что же ее прелестная хозяйка, удушенная посредством платка-простыни 2х3 м? С Дездемоной Стрелков решил не рисковать. Растерзание Лауры Пицхелаури (прежде, Лауры Лаури) уже было опробовано в «Испанской балладе». Значит, и здесь справится. Хороша Дездемона! Пластична! Не жена, а «гуттаперчевый мальчик». Можно сложить в четыре раза, поболтать за плечи в воздухе, как флажок, макнуть головой в кипрский желоб с водой - все стерпит. Посмотрит только печальными глазами бедного китайского ребенка из Тянь-Мыня. Хлебом не корми, дай к мужскому сапогу (все равно чьему) прижаться. Но откровенно скажу: плохая хозяйка. Представьте, целую ночь разбрасывала по квартире простыни в поисках свекровьего платка. С таким порядком в доме слона потеряешь - не то что платок. Я бы тоже не выдержал и задушил для достижения гармонии.
Правда, Отелло и себя не пощадил. Расправился с собой метафорически. Взял одну из сотни валявшихся на полу простыней и рванул пополам. Как легендарный Тузик порвал грелку. Потом Андреев ушел, не прощаясь, куда-то за кулисы и оставил живых персонажей размышлять, кто виноват и что делать. Все же семейные неприятности у генералитета удачно разрешились одной-двумя смертями, а Яго на радостях (его не закололи, как в пьесе) начал заговариваться, валить все на луну. Она якобы плодит безумцев.
Размазня Кассио с задушевной подругой Бьянкой (Марианна Коробейникова одета Анкой-пулеметчицей, но с декольте) с ним спорить не стали и воззрились на ночное светило. Оно им ничего не сказало. Пришлось удалиться восвояси. Тут и поклоны начались. Первым букетик получил бенефициант Отелло за квалифицированно проведенную операцию над женой.
Так что же делать с Театром им. Ленсовета? Громким ударом там-тама театр завершил трилогию о буднях милиции и Военно-морских сил России («Мера за меру», «На всякого мудреца довольно простоты», «Мавр»). Можно, конечно, поставить «Короля Лира». В труппе есть еще один смешной артист, Евгений Филатов. Буквально создан для Лира. Можно воздевать жилистые руки и восклицать «Доколе!» (в смысле, прекратится оглупление классики). Но в «Комедии ошибок» З. Я. Корогодского персонаж, постоянно кричавший «Доколе!», всегда получал палкой по голове. Я поостерегусь. Вдруг мы доживем до счастливого момента, когда контракт ищущего режиссера Гарольда Стрелкова с театром закончится, и будет он творить свои экзерсисы где-нибудь в Говурдаке.
Евгений Соколинский