Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

Розы для Эльзы

Елена Бачманова,- MUSECUBE 11.03.2017

«Надо возделывать свой сад», – писал Вольтер в своем романе «Кандид». Но, как складывается человеческая жизнь, если изо дня в день приходится ухаживать за семейным огородом, а на маленький островок роз совсем не остается времени и душевных сил? Об этом рассказывает спектакль «Земля Эльзы» режиссера Юрия Цуркану, премьера которого прошла 7 и 8 марта на Малой сцене петербургского театра имени Ленсовета.

Казалось бы, в незамысловатой пьесе Ярославы Пулинович, ставшей основой для нового спектакля, нет ничего необычного. Талантливая ученица Николая Коляды, совершенно самодостаточный и вдумчивый драматург Пулинович уже не раз обращалась к большим трагедиям маленьких людей, шаг за шагом ведя их сквозь свои пьесы к катарсису. Поэтому неудивительно, что главной героиней «Земли Эльзы» является пожилая женщина, которая после смерти нелюбимого мужа вздохнула свободно, начала жизнь заново и в свои 76 лет встретила первую любовь.

Эльзу Александровну – советскую немку, в детском возрасте познавшую репрессию отца, ссылку в Сибирь, тяготы детского дома, теплушку и косые взгляды односельчан, блистательно играет заслуженная артистка России Лариса Леонова. Старшее поколение прекрасно помнит Леонову по ее ярким героиням из постановок Игоря Владимирова – режиссера, при котором театр достиг своего наивысшего расцвета в 1960-70х годах. Мощный драматический талант этой актрисы и сейчас требует выхода, поэтому сложносочиненная роль Эльзы стала настоящим подарком как для нее, так и для ее зрителя. Василия Игнатьевича  – вышедшего на пенсию учителя географии из райцентра, с которым у героини возникает взаимная симпатия, широко и ярко исполняет народный артист России Владимир Матвеев. Именно на огромном профессионализме и восхитительной отдаче этих актеров строится весь спектакль, ставшей лебединой песней двух обескровленных душ, которым есть, что поведать друг другу.

До встречи с Василием Игнатьевичем Эльза живет как сиротливая птичка: вокруг больше сотни добротных деревянных скворечников, в которых, так сложилось, ей нет места. Сценография, мастерски продуманная Владимиром Фирером, выявляет эту обескровленность героини. Жена, которая за долгие годы брака не удостоилась любовного поцелуя и уважения мужа, вынуждена терпеть и молча нести свой крест. Супруг, испугавшийся народного осуждения и женившийся на Эльзе, когда она уже носила его ребенка, всю жизнь ненавидит ее. Вокруг Эльзы – только дом и огород, она слышит лишь недобрые сплетни односельчан и пьяные крики мужа. Женщина, в чьем характере заложено самоуважение, тяга к искусству и врожденное чувство стиля, не чувствует надежды, но, тем не менее, не ропщет. Только вот через неделю после смерти мужа прячет его портрет в шкаф и идет в магазин покупать туфли. Красивые. На каблучке и с бантиком.

С появлением нового соседа жизнь Эльзы Александровны преображается: бывший учитель географии рассказывает ей о разных странах, в которых никогда не был, читает стихи и красиво ухаживает. Это глубокое и позднее чувство накрывает их с головой, побуждая совершать маленькие безумства: выйти замуж непременно в розовом платье, продать квартиру и уехать в круиз, забраться на чердак и заказать ящик конфет. Как водится, родственники и знакомые оказываются не готовы к счастью пожилых влюбленных.
В спектакле много узнаваемых штампов и характеров: пробивная и простая дочь Эльзы (з.а. России Светлана Письмиченко), как будто списанная с главной героини популярного фильма «Любовь и голуби». Типичная супружеская пара в виде робкого и инфантильного мужа (з.а. России Александр Солоненко) и его стервозной жены (Маргарита Алёшина) – сын и невестка Виктора Игнатьевича, не одобряющие женитьбу отца. Есть также привычные образы сельских активистов и сочувствующих, любящей внучки, продавщицы в магазине – все эти героини продуманы и цельно скроены благодаря подробной работе талантливых актрис театра. Но за всей этой предсказуемостью сюжета и некоторой клишированностью диалогов скрывается, тем не менее, настоящая драма – отсутствие человеческого взаимопонимания. Эгоизм, процветающий вокруг Эльзы, еще больше подчеркивает силу и глубину ее зрелой любви, где люди смотрят не друг на друга, а в одном направлении. Строгая, несгибаемая, статная Эльза способна стать нежной и доброй, а привыкший командовать Василий готов идти на уступки ради дорогой ему женщины.

У спектакля, разумеется, грустный финал: землю, которую так прилежно удобряли и взрыхляли сибирские Ромео и Джульетта, полностью вытаптывают равнодушные к ним близкие. Поэтому остается лишь белый корабль надежды, который увозит Эльзу и Василия в лучшую жизнь, в которой они обязательно посадят розы.

Елена Бачманова, специально для MUSECUBE

В репортаже использованы фотографии Юлии Смелкиной

БЕГЛЕЦ

11 июня спектакль "Беглец" был сыгран в рамках конкурсной программы II Летнего фестиваля губернских театров "Фабрика Станиславского" на Другой сцене Московского театра "Современник"

ЗАМЕНА СПЕКТАКЛЯ

Уважаемые зрители! 21 июня вместо спектакля "РУССКАЯ МАТРИЦА" пойдет спектакль "МЁРТВЫЕ ДУШИ". Билеты действительны. Желающие вернуть билеты могут осуществить возврат в кассу театра до 26 июня включительно. Приносим свои извинения!

АКТЕРСКИЙ ПОКАЗ

Театр выражает благодарность всем принявшим участие в актерском показе. Мы оповестили тех, кто нас заинтересовал. Остальным желаем удачи!

ПРОСТРАНСТВО СЦЕНЫ

30 мая в фойе театра состоялось открытие выставки сценографии и театрального костюма "Пространство" в рамках лаборатории "Пространтсво сцены".

Подробнее

НОВЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬ

24 мая роль Шамраева в спектакле "Чайка" впервые сыграл Евгений Филатов.

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио Ticketland VII Форум 2019 год театра в России 2019 год театра в России
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр