Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

Роман Кочержевский: «Мне захотелось узнать, что там на самом деле»

Елизавета Сорокина,- «Петербургский театрал», 2019, № 4 (20), апрель

25 и 26 апреля в Театре имени Ленсовета состоится премьера – режиссер Роман Кочержевский представит свою сценическую версию поэмы Гоголя «Мертвые души». - На момент нашего разговора во всех источниках сохраняется интрига о вашем спектакле. Везде написано только, что вы хотите «Стряхнуть слой пыли с хрестоматийной русской поэмы». Вы, правда, считаете, что это необходимо сделать? - Когда ты читаешь «Мертвые души», можно отложить книгу, передохнуть, почувствовать язык, которым она написана. Когда ты начинаешь перекладывать этот уникальный текст с языка литературы на язык театра, возникает ворох проблем. Я видел много постановок по этому произведению, и что-то всегда мне мешало. Посещало чувство, что все это уже какое-то старое, все это было, все это мы уже знаем – зачем повторять? Можно посмотреть уже сделанную постановку или добротную экранизацию. Всегда хотелось чего-то другого, разговора о другом. - Про что вам хочется говорить в вашем спектакле? Что «другое» вы стремитесь найти? - В процессе репетиций у нас постепенно появляется объем и спектр смыслов. В самом тексте кроется такая концентрация всего, особенно в последних главах. Там такой навал! Я понимаю, нужно делать строгий отбор – сегодня меня волнует одно, завтра вектор может измениться. Мы на репетициях постоянно находим новое, вдруг смещаем один акцент – и все сразу же переворачивается. Когда я впервые читал «Мертвые души», меня не волновали вещи, связаные например, с темой крестьян, с крепостным правом. Меня поражали одинокие люди, к которым Чичиков приезжает, странный город, в котором все умирают. И Чичиков выбирает тоже специальные места – те, где побольше смертей. Я стал вспоминать о наших городах в глубинке. Стоит такой город посреди тайги – как, чем там живут?! Хочется в новые смыслы занырнуть. - Правда ли, что ваш спектакль будет в духе американского сериала «Настоящий детектив», как пишут некоторые источники? - В «Мертвых душах» есть загадка. Мне захотелось попробовать передать ее в спектакле, сохранить интригу на протяжении действия. Если отматывать историю с конца, постепенно разбираясь, кто такой Чичиков, что ему было нужно, тогда становится очень интересно. Люди ведь все время пытались узнать у Чичикова, кто он, чиновники хотят выяснить, что с ними со всеми произошло, что было на самом деле. Это, можно сказать, киноприем отматывания сюжета в обратную сторону. - Это ваша первая полностью самостоятельная работа как режиссера. Почему взялись именно за «Мертвые души»? - Название меня давно притягивало. Мне всегда казалось, что в постановках «Мертвых душ» всегда что-то не договаривают. Почему-то всегда история Чичикова скатывалась в историю жулика, облапошившего помещиков. И, как правило, вспоминается только галерея образов помещиков, кто интереснее, ярче сыграл. Захотелось разобраться, а что между ними сквозит? Мне захотелось узнать, что там на самом деле. - Вы, как актер, заняты во многих спектаклях, поставленных Юрием Николаевичем Бутусовым, были у него режиссером-ассистентом на спектаклях «Все мы прекрасные люди» и «Город. Женитьба. Гоголь», вместе с ним уже как режиссер выпустили «Комнату Шекспира». Каким образом Юрий Николаевич повлиял на вас как на режиссера? - У меня нет режиссерского образования, но я учился в актерско-режиссерской мастерской Юрия Михайловича Красовского, это важно. Но в основном, конечно, все, чем я занимаюсь, – прямое следствие и влияние работы с Бутусовым. Он предложил мне попробовать себя в режиссуре. Если бы так не случилось, я не стал бы этим заниматься. Я был сразу брошен в работу и на ходу учился. Сейчас у нас на репетициях каждые три-четыре дня все меняется. Это такое прямое наследие Юрия Николаевича – не бояться все повернуть с ног на голову. Из этого возникают новые смыслы и новая энергия. - Вы можете назвать себя тоталитарным режиссером, или вы стремитесь быть в диалоге со своими артистами? - Мы многое делаем вместе. Появляются придумки, появляются предложения, тут же все Берется и делается на репетиции. У каждого спектакля всегда получается свой индивидуальный способ. Кто-то из артистов уже встречался вместе на сцене в других спектаклях, кто-то впервые вместе. Команда в нашем деле очень важна. - А как актеру вам самому всегда интереснее репетировать, находиться в процессе поиска или уже играть спектакль? - Театр – это такое заколдованное место, куда хочется идти и что-то понять и с той, и с другой стороны сцены.

Текст: Елизавета Сорокина

ИЗМЕНЕНИЕ В РЕПЕРТУАРЕ

Уважаемые зрители! 23 сентября вместо спектакля «Фальшивая нота» состоится спектакль «Все мы прекрасные люди». 26 сентября состоится спектакль «Три сестры» вместо объявленного ранее спектакля "Город. Женитьба. Гоголь.». Приносим свои извинения!

Подробнее

ОН. ОНА...

Театр имени Ленсовета задумал литературно-драматический видеопроект “Он. Она…» по рассказам И.А.Бунина и А.И.Куприна. На Малой сцене театра снимаются настоящие фильмы-спектакли.

Подробнее

СТУДЕНЧЕСКИЙ АБОНЕМЕНТ

Уважаемые зрители! С 7 августа 2020 года мы открываем продажу дополнительных комплектов билетов «Студенческий абонемент».

Подробнее

РУССКАЯ МАТРИЦА

Уважаемые зрители! Мы открываем продажи билетов в кассе театра на спектакль «Русская матрица», который будет показан 6 октября в рамках Российской Национальной театральной премии «Золотая маска».

Подробнее

ВНИМАНИЕ! АКЦИЯ!

Уважаемые зрители! Мы запускаем акцию, в рамках которой вы сможете приобрести билеты на спектакли сентябрьского репертуара по специальным ценам! Обращаем ваше внимание, что такие билеты можно приобрести только в кассе театра!

Подробнее

.

Новый канал: блогер Костя Кляйн на YouTube и официальный сайт Костя Кляйн.

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио Ticketland VII Форум 2019 год театра в России 2019 год театра в России 2019 год театра в России
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр