Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

Режиссер поставил театр в двусмысленное положение

Катерина Павлюченко,- Невское время, 23 июля, 2009

Василий Сенин поставил в театре им.Ленсовета спектакль по повести Сергея Довлатова «Заповедник».

 

Режиссер Василий Сенин, поставивший в театре Ленсовета два экстремистских спектакля - «Мера за меру» и «На всякого мудреца довольно простоты», в которых действовали резиновые куклы из секс-шопа и совковые партийцы, выпустил на этой же сцене новую постановку. На этот раз под руку ему попалась повесть Сергея Довлатова «Заповедник». 
Забавную и одновременно драматическую историю о своей жизни и временной работе экскурсоводом в Пушкинских горах Довлатов написал в 1983, уже находясь в Нью-Йорке. К этому времени писателю было 42 года. «Заповедник» он посвятил своему тридцатилетию, возрасту, когда «у художника должны быть решены все проблемы. За исключением одной - как писать». У Довлатова головной боли в то время было больше - от него ушла жена, его не печатали, он потерял работу и семью, которая эмигрировала в Америку. Оттого он писал: честно и грустно, хотя и непреодолимо смешно. Режиссеру Сенину уже за тридцать. Но, похоже, проблем у него тоже достаточно. В первую очередь, сугубо профессиональных. 
В «Заповеднике» Довлатова есть герой по фамилии Митрофанов. Обладатель гениальной памяти, энциклопедических знаний и вдобавок редкой болезни - абулии, то есть полным отсутствием воли. Это он настолько ленился, что не надевал кепку, а просто клал ее на голову и не мог довести ни одного начатого дела до конца, даже подчеркнуть нужное в анкете при приеме на работу. Судя по спектаклю «Заповедник» театра Ленсовета Василий Сенин обладает похожими симптомами режиссерской абулии. Его спектакль имеет многообещающий зачин: на авансцене появляется главный герой, писатель Довлатов (Артур Ваха) в крылатке. Напротив него является в прелестном легком розовом платьице и венком на голове его жена (Анна Ковальчук). Они смотрят друг на друга. И придуманный персонаж Александр Сергеевич Пушкин (Олег Федоров) подносит им ящик с пистолетами. Семейная жизнь этой пары - непрекращающаяся дуэль.
Но одной точно найденной метафорой образное мышление режиссера исчерпывается. И он обращается к своим «фирменным» приемам, призванным заполнить пустоту: звуковую, мизансценическую и главное смысловую. Все герои - и творческие забулдыги экскурсоводы-мужчины, и экзальтированные пушгорские дамочки - выглядят матерыми стилягами: клеши, вытянутые вороты цветастых рубах, коротенькие платьица, обнажающие кокетливые девичьи трусики. На стенах портреты Брежнева и Гагарина, стоят на постаментах бюсты Ленина и Пушкина, и то льется из динамиков чарующий голос Анны Герман, то юродствует главный фрик советской эстрады Жанна Агузарова. То вступит мощными аккордами свиридовская «Метель», то Пушкин-Федоров схватит микрофон и запоет как в караоке джодасеновский хит «A toi».
Вся эта «ретропанорама», пляски, приметы советской эпохи - все это было. И было не только в спектаклях Василия Сенина. Было и в постановках других режиссеров, которые играли в «ретро» остроумно и по делу, а не ради красного сценического словца. 
Кстати, о словах. Те, что были мыслями Довлатова Сенин, писавший инсценировку к спектаклю самостоятельно, не мудрствуя лукаво, заставил актеров озвучить. Оттого спектакль, и так похожий на дурной сон, в котором мешаются люди, литературные и исторические персонажи и тонет главное - рассказ о жизни человека - у него прошлое отняли, а будущего не дали, оттого спектакль с каждой минутой все более терял очертания реальной жизни. Этой постановкой режиссер Сенин в очередной раз поставил театр в двусмысленное положение. В нем, спектакле, есть отличные актерские работы. Например, дуэт Владимира Матвеева и Виталия Куликова, играющих соответственно старого спившегося маразматика Михал Иваныча и его тощего собутыльника Толика. Но спектакль - это единый организм. Нельзя считать полностью здоровым человеком, у которого крепкие мышцы, но вырезана почка. Так и постановка с изъятой идеей даже харизматичного и сильного актера Ваху превращает в уездного плейбоя, на которого вешаются смешные девахи. Но уж никак не в придушенного советской властью талантливого и несчастного человека. А уж финальный снегопад - этот жутчайший театральный штамп - вызывает только одно желание: поскорее оказаться дома, открыть что-нибудь из Довлатова и наслаждаться его нетронутым и неизуродованным текстом. 
Катерина Павлюченко

ИЗМЕНЕНИЕ В РЕПЕРТУАРЕ

Уважаемые зрители! 23 сентября вместо спектакля «Фальшивая нота» состоится спектакль «Все мы прекрасные люди». 26 сентября состоится спектакль «Три сестры» вместо объявленного ранее спектакля "Город. Женитьба. Гоголь.». Приносим свои извинения!

Подробнее

ОН. ОНА...

Театр имени Ленсовета задумал литературно-драматический видеопроект “Он. Она…» по рассказам И.А.Бунина и А.И.Куприна. На Малой сцене театра снимаются настоящие фильмы-спектакли.

Подробнее

СТУДЕНЧЕСКИЙ АБОНЕМЕНТ

Уважаемые зрители! С 7 августа 2020 года мы открываем продажу дополнительных комплектов билетов «Студенческий абонемент».

Подробнее

РУССКАЯ МАТРИЦА

Уважаемые зрители! Мы открываем продажи билетов в кассе театра на спектакль «Русская матрица», который будет показан 6 октября в рамках Российской Национальной театральной премии «Золотая маска».

Подробнее

ВНИМАНИЕ! АКЦИЯ!

Уважаемые зрители! Мы запускаем акцию, в рамках которой вы сможете приобрести билеты на спектакли сентябрьского репертуара по специальным ценам! Обращаем ваше внимание, что такие билеты можно приобрести только в кассе театра!

Подробнее

.

Новый канал: блогер Костя Кляйн на YouTube и официальный сайт Костя Кляйн.

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио Ticketland VII Форум 2019 год театра в России 2019 год театра в России 2019 год театра в России
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр