Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

РЕЖИССЕР ЕВГЕНИЯ БОГИНСКАЯ: «НОВОЕ ВРЕМЯ ДИКТУЕТ НОВЫЙ ФОРМАТ СПЕКТАКЛЯ»

Настя Бражник,- «Петербургский театрал», 2021, № 1 (29), март

На сцене Театра имени Ленсовета 1 апреля очередная премьера – спектакль Евгении Богинской по пьесе Уильяма Гибсона «Двое на качелях». Мы поговорили с молодым режиссёром о пути в профессию и о будущем спектакле.

- Евгения, скажите, что вообще для вас театр? Без чего он может существовать, а без чего – нет?

- Наверное, театр не может существовать без чистой эмоции, без трансляции очищенных, незапыленных эмоциональных потоков. У каждого из нас существуют серьезные сомнения внутри по поводу того, как все в этом мире должно или не должно происходить, сомнения по поводу себя: правильно ли я ЧУВСТВУЮ. Мы формируемся и пытаемся осмыслить себя на протяжении всей жизни. Может и в 90 лет на смертном одре не будем уверены, все ли является тем, чем кажется. Часто думаем: а как у других? Театр рассказывает истории. И, мне кажется, зритель приходит в театр и для того, чтобы увидеть, как чувствуют другие люди.

- Если не театральная сфера, то чем бы вы занимались в жизни?

- Мне кажется, что вопрос выбора с моем случае не стоял никогда. Если мы говорим о театре, имеем ввиду всё, что связано с понятием предназначения. Для меня совершенно ясно, что не каждый человек способен комфортно существовать в театральной сфере. Огромные внутренние ресурсы (эмоциональные в том числе) нужны для того, чтобы в полной мере отдаваться актерскому искусству, театральной педагогике или режиссуре. Невозможно сказать точно почему я оказалась в театральном мире. У меня нет вопросов к театру. И это единственная сфера, родная и понятная мне. Я восхищаюсь врачами. Но себя не могу помыслить нигде, как в своей профессии.

- Вы учились в Дальневосточной академии искусств на актерском, были актрисой в Приморском театре им. М. Горького. Как вы пришли к режиссуре?

- Актеры, которые имеют организаторскую природу и точку зрения на происходящее – потенциальные режиссеры. Другой вопрос – как зрелому человеку, состоявшемуся, предположим, в актерской профессии, научиться учиться совсем другим вещам. Режиссура – это другой набор навыков. Актерская профессия, в которой я прожила 9 лет, внятно мне помогает в режиссуре. Я понимаю, как работает актерский организм и с большим уважением отношусь к актерам. Я их люблю. В большинстве своем, это тонкие, сверхчувстующие люди. Актерский организм работает «без фильтров». Почти вся информация из этого мира поневоле впитывается нервной системой. Жить с этим непросто. Но это тема для отдельной беседы.

Работа в академическом театре – это важнейший опыт для меня. Когда поступила на режиссёрских курс в мастерскую Фильштинского, у меня уже было какое-то представление о профессии. Я работала с разными режиссерами и так и не нашла того, который бы действительно меня увидел, разглядел мою природу. Не нашла СВОЕГО режиссера. Наверное, это и есть та причина, которая привела меня в режиссуру. Когда поступила, поняла, что нужно «обнуляться». Мой прошлый опыт никуда не делся, он уже стал частью меня. Следующие пять лет ушли на поиск собственного театрального языка и утверждение в праве на высказывание. Я оказалась по другую сторону баррикад и нисколько об этом не жалею.

- Расскажите о своих учителях.

- Мой мастер – Вениамин Михайлович Фильштинский. Он учит любви к жизни, уважению к людям, умению всматриваться в природу вещей. Все это формирует какую-то отдельную театральную философию. У каждого из учеников свою, конечно, но в основе нее всегда совершеннейшее человеколюбие. Его школа устремляет в высоту. Вениамин Михайлович помогает осознать человеку, что он отличается от других людей и это совсем не плохо. В этом сила учеников Фильштинского. Была у нас и школа тренингов Ларисы Вячеславовны Грачевой, гениально разработанная методика работы с личностными проблемами и потенциалом. Пять лет мы находились под наблюдением – это своего рода психотерапия. Приходишь в мастерскую каким-то третьчеловеком, а выходишь личностью. Все это дает тебе моральное право говорить на своем языке в профессии.

- У вас уже большой опыт постановок и в России, и за рубежом. Есть ли из них какие-то особо важные для вас, спектакли-любимчики?

- Да. Я очень люблю спектакль «Щелкунчик». Два с половиной года назад у меня родилась дочь. Я ходила с коляской, мне позвонил хореограф Нурбек Батулла: «Хотите поставить детский спектакль в Татарстане? – В Татарстане? Детский? Мечта просто!». Это правда. Я тогда вдруг поняла, что обрела человека, с которым напрямую буду говорить о через спектакли. И это - огромное удовольствие – адресно транслировать свое мировоззрение. В спектакле «Щелкунчик» есть ключи к важнейшим жизненным ситуациям. И эти ключи я подарила своей дочери.

- Как бы вы сформулировали свой режиссерский почерк, свою фишку?

- Все, что не дает плюс к ощущениям или к эмоциям артиста, все к черту. Я люблю открытый ход, когда образ формируется на наших глазах, люблю театр без обмана.

- Расскажите о двух ваших ближайших премьерах в театре им. Ленсовета: о спектакле «Бунин. Он, Она…» и «Двое на качелях»? О чем они, какой замысел?

- «Двое на качелях» о любви, о том, как люди каждый раз делают одни и те же ошибки. Как будто не было тысячелетий одних и тех же прецедентов, описанных множество раз в литературе, показанных в кино... везде про любовь, все знают про любовь. Нет, не так, - все знают про любовь, но мало кто понимает, что с ней делать. Каждый раз, от античности до наших дней, мы наступаем на одни те же грабли. Это

же абсурд! Как об этом можно говорить всерьез? Точно могу сказать, что в спектакле будет много смешного.

Мелодраматические диалоги Гибсона разделены между тремя актерскими дуэтами, иногда они повторяются, формируя разные ситуации с разным исходом. Таким образом (в замысле) приобретают эпическое значение. Мы исследуем тему любви. Пытаемся разобраться и помыслить причины по которым система сбоит из века в век. Ко всему прочему, уверена, что не лишне периодически напоминать людям, что простые тезисы работаю исправно. Мы ответственны друг за друга. Быть счастливым или не быть – это личный выбор каждого. Мы сами выбираем исход. Любовь – это божий дар. И как распорядиться этим даром каждый решает сам.

- А «Бунин. Он, Она»?

- Это спектакль про женщину и мужчину. Вообще изначально это был проект перформативных читок. Потом, когда из-за карантина театры были закрыты, мы сняли три киноспектакля: «Мадрид», «Визитные карточки» и «В Париже». Первые два есть на ютуб-канале театра Ленсовета. «Мадрид», например, снимали не монтажно, а с плеча. Старались не нарушать целостность эпизодов, снимать сцены одним кадром. Что позволило нам сохранить очень важную театральную особенность – непрерывность жизнь на сцене. В монтаже потом просто расставили акценты. Соединение театра и кино у нас получилось. Когда театры открыли свои двери для зрителей, мы решили сделать спектакль. Получился не повтор, а доосмысление, принципиально другая история. Еще и потому, что все три истории мы предлагаем посмотреть зрителям одну за одной. Если посмотреть киноверсию и спектакль - это полярные вещи.

–А о чем получилась театральная версия?

- О трёх разных историях любви между мужчиной и женщиной: мимолетное счастье, зарождение обреченной близости и долгожданная встреча. Третья история любви, где пару играют Анна Ковальчук и Сергей Перегудов, вошла в постановку в формате киноспектакля, именно поэтому ее нет в сети.

Беседу вела Настя Бражник

В ЛУЧАХ

Уважаемые зрители! Обращаем ваше внимание, что премьерный показ спектакля «В лучах» (Малая сцена), назначенный на 6 ноября, состоится в 20:00!

Подробнее

НОВЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬ

11 сентября роли Федотика и Ферапонта в спектакле Юрия Бутусова "ТРИ СЕСТРЫ" впервые сыграл Фёдор ПШЕНИЧНЫЙ. Поздравляем!

Подробнее

ОТКРЫТИЕ СЕЗОНА

3 сентября премьерой спектакля «Синьор из высшего общества» наш театр открыл 88-ой сезон. Состоялся сбор труппы и пресс-конференция, где журналистам рассказали о творческих итогах 87-го сезона и планах на новый сезон.

Подробнее

ИЗМЕНЕНИЯ В АФИШЕ

Уважаемые зрители! Обращаем ваше внимание, что премьера спектакля "ТАРТЮФ" состоится 4 ноября, в связи с чем в Афише произошли изменения.

Подробнее

ИЗМЕНЕНИЯ В РЕПЕРТУАРЕ

Уважаемые зрители! Вместо назначенного на 10 сентября спектакля «Без вины виноватые» состоится спектакль «В этом милом старом доме». Вместо назначенного на 19 сентября спектакля «Ревизор» состоится спектакль «В этом милом старом доме». Приносим извинения за доставленные неудобства!

Подробнее

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио Ticketland Культура Питер ФМ Пушкинская карта Национальный проект Культура
Портал единой карты петербуржца Национальный проект Культура Наденьте маску Госпочта
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр