Top.Mail.Ru

Режиссер Юрий Бутусов: «Семь лет в театре показали, что наш тандем с директором неработоспособен»

Евгения Шерменева,- МБХ медиа 8 марта 2018

7 марта 2018 года Юрий Бутусов в открытом письме заявил об уходе из Театра имени Ленсовета. Причина — нежелание Комитета по культуре Санкт-Петербурга урегулировать проблему полномочий художественного руководителя и директора театра. В этой, казалось бы, сугубо ведомственной истории по просьбе «МБХ медиа» разбиралась Евгения Шерменева.

«По сути это была политика вынуждения меня принять решение об уходе»

Юрий Бутусов — один из лучших наших театральных режиссеров. Он стал знаменит среди ценителей театрального искусства в конце девяностых, когда вместе с артистами курса Вениамина Фильштинского поставил несколько спектаклей в Театре на Крюковом канале. После закрытия театра команда была приглашена в Театр имени Ленсовета и восстановила на новой сцене свои спектакли. Артисты, с которыми Бутусов создавал тот театр, — Константин Хабенский, Михаил Пореченков, Михаил Трухин, Андрей Зибров. Первую премию «Золотая маска» режиссер получил за спектакль «В ожидании Годо».

С 2002 года Юрий Бутусов ставит несколько спектаклей в театре «Сатирикон», они собирают полные залы восторженных зрителей. В 2014 году Бутусов получает специальный приз «Золотой маски» за поиск уникального сценического языка в двух спектаклях: «Макбет. Кино» и «Добрый человек из Сезуана», созданных в одном сезоне в двух разных театрах.

Бутусов — режиссер, с которым мечтают работать театры Москвы и Санкт-Петербурга, Норвегии и Южной Кореи. Он ставит Шекспира, Чехова, Шиллера, Тургенева, Булгакова, Брехта. Его спектакли идут в Театре имени Вахтангова и МХТ имени Чехова, в «Сатириконе» и в московском Театре имени Пушкина.

В феврале 2011 года Юрий Бутусов был приглашен на должность главного режиссера в Театр имени Ленсовета. Режиссер пришел в театр с новыми артистами и создал за следующие семь лет новый репертуар, вернув к театру интерес и зрителей, и профессионального сообщества. И вот, спустя семь лет, он уходит. Директор театра Валерий Градковский говорит, что для него «это полная неожиданность». Однако он явно лукавит: для театрального мира письмо Бутусова неожиданностью не стало: о конфликте в театре между директором и художественным руководителем, до прошлого года занимавшим должность главного режиссера, в профессиональных кругах знали многие.

 

Вот как описал ситуацию сам Юрий Бутусов:

 

«С начала сезона осени 2017 года мы вели с учредителем (Комитетом по культуре Санкт-Петербурга) переговоры об изменении структуры театра, поскольку за последние семь лет моей работы в театре имени Ленсовета доказано было мое положение лидера, и предполагалось, что стоило бы это лидерство закрепить юридически и фактически. Поддержку мне в этом оказали ведущие руководители театров Петербурга, определяющие художественное лицо города и написавшие письма в мою поддержку, — Валерий Фокин, Андрей Могучий, Лев Додин, Рудольф Фурманов. Мы брали в расчет успешный опыт развития театров, где во главе стоит первое лицо — художественный руководитель, и просили применить этот опыт к театру имени Ленсовета. Но Северо-Западное отделение СТД и совет директоров театров Петербурга не поддержал такие изменения, и было решено попробовать ввести принцип двуначалия, и в конце ноябре со мной был заключен контракт как с художественным руководителем театра. Я, понимая, что это компромиссное решение, согласился на это, надеясь на возможность постепенных перемен и на добрую волю Комитета по культуре и директора театра. После чего я столкнулся с проблемой: устав театра, написанный, вероятно, 20 лет назад, не соответствует новому состоянию дел. Я обратился с просьбой разделить полномочия и ввести полноценное двуначалие в театре (как например, в Александринском театре). Но такая схема работы возможна только при слаженном дуэте двух руководителей. Семь лет моей работы в театре показали, что наш тандем с директором неработоспособен. В первую очередь из-за эстетических и этических разногласий. Поэтому необходимы изменения, чтобы театром руководил один человек, иначе это путь конфликтов.

Изменить мой статус главного режиссера на художественного руководителя я предлагал директору еще в 2016 году, когда наши конфликты были особенно острыми и заводили в тупик. Директор отказался. В этот раз это стало возможным только благодаря включению людей, определяющих художественную политику города.

И вот так с ноября 2017 года мы оказались в ложной ситуации, когда мой официальный статус художественного руководителя стал по сути формальностью, не давая мне реальных полномочий, а мои попытки решить все эти вопросы наталкивались на неприятие со стороны Комитета по культуре. Я прошел через период долгих переговоров, потом игнорирования моих обращений, молчания, по сути все это была политика вынуждения меня принять решение об уходе. Одной из причин такого отношения также называют мои сторонние контракты. Это те обязательства, которые я принял на себя как режиссер в предыдущие годы, но я конечно же никогда не ставил в других театрах в ущерб Театру имени Ленсовета.

Сейчас я ставил спектакль в Дании, написав заявление на отпуск за свой счет. Но манипуляция подобными вещами, на мой взгляд, это такое озвучивание тезиса, что ты «раб лампы», чего ни в коем случае не может быть по отношению к творческому человеку. Более того, чем больше я работаю с другими театрами, тем больше возникает у меня творческих идей для развития нашего театра. Это такой обновляющийся кровоток, который идет на пользу организму театра. Мои работы с другими театрами, в других странах — это же работа и на узнаваемость Театра имени Ленсовета. Семь лет я работал на успех театра, на его развитие, на имидж. Но без единой административной команды, без общих целей и интересов это более выполнять невозможно.

Что касается труппы, артистов театра. За эти годы постепенных изменений я не вынудил ни одного артиста прежней труппы к уходу из театра. Я всегда старался задействовать максимально всех тех, кто составляет наш коллектив. Конечно, на первый план часто выходят молодые, и есть артисты старшего поколения, недовольные недостаточным вниманием к себе. Это естественно, когда в труппе почти 70 человек. Сейчас расклад оказался примерно таким: из 69 артистов труппы около 45 поддержали меня, 10 или 12 были категорически против моей работы, остальные воздержались. Я думаю, что, скорее всего, учредитель опирается на мнение этой немногочисленной группы, просто потому, что оно на той чаше весов, которая выгодна системе.

 

Дело в эти месяцы доходило до абсурда — по уставу театра художественный руководитель не может даже назначить художественный совет театра: он может сделать лишь представление его состава директору, который утвердит и назначит этот орган. И конечно, никакого утверждения не произошло. В театре сейчас нет структуры, поддерживающей художественного руководителя как лидера театра. Есть круговая порука старой административной системы.

Этап становления прошел, он исчерпан, необходимы новые решения и новые шаги. Дальнейшее развитие театра без этих изменений невозможно. Идти на поводу у людей, которым неинтересно развитие, я не хочу. Мы получаем множество приглашений на гастроли, но не можем их реализовать из-за косной системы театрального менеджмента. Это, конечно, частность, но она говорит о том, каким дирекция и Комитет по культуре видят место театра в сегодняшней театральной жизни страны.

Почему Комитет по культуре не вдохновляет пример театра имени Вахтангова, где директор безупречно и страстно обеспечивает творческую мысль и работу художественного руководителя театра? Почему внимание людей, определяющих театральное лицо города оказывается неважным, когда принимаются такие решения? Почему востребованность театра поколением, которое будет жить после нас, не принимается во внимание? Почему Комитет по культуре занимается не вопросами культуры?".

Последний вопрос, конечно, главный. Решение таких конфликтов — как раз в зоне ответственности учредителя — в данном случае Комитета по культуре города Санкт-Петербурга.

Как устроена система управления театрами в России

Вероятно, только в театрах России существует возможность реального двуначалия — когда художественный руководитель и директор назначаются учредителем отдельными контрактами и не соподчинены друг другу. С одной стороны, в такой системе сразу заложен конфликт, с другой — она отлично работает, если между худруком и директором есть полное доверие. Но поскольку последнее встречается не так часто, широко распространена и система единоначалия — когда художественный руководитель нанимает на работу директора, которому делегирует функции управления административной, хозяйственной и финансовой частью. Есть и другой тип единоначалия — когда театр возглавляет директор, приглашающий на работу либо главного режиссера, либо руководителя творческими подразделениями театра (чаще всего так бывает в музыкальных театрах, где у каждой творческой группы есть свой руководитель).

Каждый театр теоретически в любой момент может поменять систему управления, согласовав эти изменения с учредителем (у театров федерального уровня это — Министерство культуры, у остальных — региональные и муниципальные департаменты и комитеты по культуре).

Отношение и Минкульта, и творческих руководителей театров к системе едино/двуначалия, мягко говоря, неоднозначное. С одной стороны, большинство федеральных театров еще во времена министра Александра Авдеева были переведены в систему единоначалия, и в большинстве из них главные — худруки. Но сейчас, при Владимире Мединском, от них требуют подтвердить это решение, приняв всю полноту ответственности за финансово-хозяйственную деятельность театра на себя — буквально написав об этом письмо на имя министра.

По понятным причинам (и особенно на фоне известного «театрального дела») художественные руководители не очень к этому стремятся. Многим хотелось бы и сохранить влияние на директора, и не жить с дамокловым мечом уголовных дел над головой. Вероятно, именно поэтому многие главы театров выступают либо за сохранение «двуначалия», либо за «полудвуначалие» — чтобы директор назначался Минкультом или региональными структурами по культуре по представлению худрука и при этом сам отвечал за финансово-хозяйственную деятельность.

Театр им. Ленсовета: история «началий»

В Санкт-Петербурге, как и в Москве, есть театры двух уровней подчинения: часть — в системе Министерства культуры, часть — в системе городских органов управления (в Москве — департамента культуры Москвы, в Санкт-Петербурге — комитета по культуре города). Из 26-ти городских петербургских театров примерно половина работает по системе двуначалия, в том числе, формально — и Театр имени Ленсовета.

Этот театр более сорока лет возглавлял Игорь Владимиров, с 1996 года должность директора (значимую, в связи с нездоровьем художественного руководителя) занимал Владислав Пази, ставший после смерти Владимирова в 1999 году художественным руководителем. При нем в театре было установлено двуначалие с разделенными функциями, директором стал Валерий Градковский. Так продолжалось до смерти Пази в 2006 году. Тогда было принято решение оставить единственным руководителем театра Валерия Градковского, работавшего к тому времени в административной службе театра более 16 лет. По словам анонимного источника, все эти годы должность художественного руководителя присутствовала в уставе театра. И весной 2012 года, через год после назначения Юрия Бутусова главным режиссером, тогдашний председатель Комитета по культуре Санкт-Петербурга Дмитрий Месхиев предложил Юрию Бутусову занять пост художественного руководителя, но сопроводил это предложение условиями, которые ни один художник принять бы не смог: Бутусов должен был отказаться работать с другими театрами. Это предложение вызвало бурную дискуссиюв театральном сообществе. Гильдия театральных режиссеров, возглавляемая Валерием Фокиным, направила открытое письмо губернатору Санкт-Петербурга с просьбой разобраться в ситуации, когда творческому человеку пытаются ограничить возможности самореализации.

В конце концов, в 2012 году было принято решение оставить все как есть. Второе предложение, уже в 2017 году, стать художественным руководителем театра Бутусов принял. В январе 2018 года Бутусов дает интервью газете «Известия», где говорит, что хочет изменить устав театра так, чтобы художественный руководитель мог назначать директора, то есть фактически, установить в театре единоначалие. «Если руководство города меня не услышит, я не буду держаться за кресло», — сказал тогда Бутусов.

Как мы видим, так и получилось. В конфликте творческой личности и администратора чиновники из Комитета по культуре Санкт-Петербурга привычно приняли сторону последнего.

Нынешние руководители культуры в городе — специалисты аппаратной работы, но назвать бывших многолетних депутатов профессионалами в культуре сложно.

В предвыборный период власти не нужны выступления недовольных сотрудников театра, проще расторгнуть контракт с режиссером, ориентируясь на публичное отношение вышестоящих к подобным проблемам и обеспечить путь скучной незаметной жизни одного из самых славных театров культурной столицы России.