Top.Mail.Ru

Редкая группа крови

Наталья СТАРОСЕЛЬСКАЯ,- «Культура», 2005, № 10, 17 - 23 марта


К юбилею режиссера


Владислав Пази принадлежит к катастрофически исчезающему поколению режиссеров-лидеров. Многие его сверстники избрали куда более легкий путь - постановки в разных городах и театрах, принципиальную несвязанность со стационаром, который надо не только кропотливо строить, но ежедневно беречь и хранить. 
Мало кто сознательно избирает сегодня такую судьбу. Куда больше по вкусу оказываются большие и малые революции с неизбежным кровопролитием, с громкими декларациями, с борьбой за выживание в мире рыночных отношений. Но это - не про Пази. Хотя бы потому, что Владислав Борисович принадлежит к редчайшей породе подлинных интеллигентов. Общение с ним - всегда наслаждение, потому что Пази глубоко образован, поразительно воспитан и по-мужски сдержан. 
Наше знакомство состоялось почти два десятилетия назад в городе, который носил тогда имя Фрунзе, а теперь зовется Бишкеком. Владислав Пази четырнадцать лет руководил Русским театром им.Н.К.Крупской, где поставил спектакли, смотреть которые летели в Киргизию критики из разных точек страны. Может быть, сегодняшним молодым мало что скажут такие названия, как "Смотрите, кто пришел!.." В.Арро, "Плаха" Ч.Айтматова, "Ночевала тучка золотая" А.Приставкина, "Подонки" Я.Гловацкого, для нас же это были откровения. Стремительно менялось время, нам казалось, что обрушившаяся на нас гласность в корне изменит бытие, если уж так резко изменила сознание. 
Это были спектакли-поступки, спектакли, дарившие счастливую возможность единения и единомыслия. 
Не будем анализировать эту эйфорию - она была, и в каждом из нас оставила свой след. А потом действительно начали происходить изменения, далеко не всегда такие, которых мы ждали, и Владислав Пази вернулся "в свой город, знакомый до слез", в Петербург-Петроград-Ленинград-Петербург. Отнюдь не для красот стиля называю так этот город: в переменах его названия тоже отозвалось немало знакового для поколения, к которому принадлежит Владислав Пази. 
И здесь, в этом городе, началась новая страница творческой биографии режиссера. Нет, он ни в чем не изменил себе, оставаясь верным не только своему таланту, но и урокам своего учителя, Георгия Александровича Товстоногова. Просто время продиктовало иные названия. Пази вообще чувствует время удивительно точно, по его спектаклям можно изучать колебания "общественного барометра", а потому середина 90-х годов, когда режиссер приехал в Питер, обозначилась такими изысканными названиями, как "Дама с камелиями" А.Дюма, "Самоубийство влюбленных на острове Небесных Сетей" Тикамацу Мондзаэмона, а еще "Игроком" Ф.М.Достоевского, которого, впрочем, Владислав Пази ставил еще во Фрунзе, очень своевременно ощутив входящие в нашу реальность настроения и ценности. 
Девять лет Владислав Пази работает в Театре им. Ленсовета. Он пришел сюда еще при Игоре Владимирове, видимо, остро ощутившем, что необходим преемник. Владислав Пази - настоящий строитель. Он как-то особенно органично вписался в этот Дом и вводит в него своих учеников, режиссеров и артистов, заражая тем, чему научить невозможно, - своей истинной интеллигентностью, тягой к неповерхностному образованию, желанием "мыслить и страдать". 
За годы его работы здесь родились замечательные спектакли: "Владимирская площадь" по "Униженным и оскорбленным" Ф.М.Достоевского, "Маленькая девочка" Н.Берберовой, "Бульвар преступлений" Э.Э.Шмитта, "Король. Дама. Валет" В.Набокова... Критика не всегда оценивала их по достоинству, но никогда не могла упрекнуть режиссера в отсутствии вкуса, такта, в обслуживании зрителя. Чего не было - того никогда не было.
Владиславу Пази исполнилось 60 лет. Он полон сил и планов, он собирается ставить спектакли не только в своем театре, площадку которого с редкой щедростью предоставляет режиссерам нескольких поколений при одном условии: совпадение "группы крови". И пожалуй, только одного можно ему пожелать: пусть чаще находит он в работе тех, с кем совпадает по отношению к жизни. 
Наталья СТАРОСЕЛЬСКАЯ