Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

РЕЦЕПТ КОКТЕЙЛЯ

Мария КИНГИСЕПП,- ИМПЕРИЯ ДРАМЫ № 14 - февраль 2008 года


М. МакДонах. «Королева красоты». Театр им. Ленсовета. «Человек-подушка». Театр «Приют комедианта». Режиссёр Антон Коваленко.


Молодой режиссёр Антон Коваленко поставил два спектакля в двух театрах по двум пьесам одного автора. Слава богу, они разные, как коктейли у хорошего бармена. И не пьянят. А должны. 
Возьмите пару громких пьес про уродов-людей скандального модного драматурга, добавьте пару талантливых и опытных, пару обычных и подходящих по фактуре, пару просто оказавшихся в нужное время в нужном месте актёров, аккуратно подмешайте режиссёрские амбиции, вбейте некий азарт - и должна получиться взрывная смесь.
Подставляем в формулу компоненты: «Королева красоты» и «Человек-подушка» Мартина МакДонаха, Светлана Письмиченко и Елена Маркина, Аркадий Коваль и Алексей Торковер, Алексей Телеш и Денис Кириллов, крепкая школа Камы Мироновича Гинкаса, понятное желание славы и попытка «всем всё показать», убеждённость в собственной правоте и готовность доказывать её многочасовыми разговорами на репетициях и сдержанно-зрелищными ходами на сцене. У серьёзного, тихо-вкрадчивого юноши Антона Коваленко всё на сцене получается не в лоб, но и без метафор, а эдак с издёвкой, с подковыкой, на любителя. Знаки поданы, система раскодирования не сложна, но и не для карапузов.
В «Королеве красоты», что идет на Малой сцене театра им. Ленсовета, краски ярче, жизнь жёстче. Пышный, пусть и ставший невольно винтажным, гардероб, он же задник; видавшая виды мебель, от тривиального кресла-качалки до несуразной «пожившей» плиты; пластинки, шуршащие и визжащие в радиоле; распахнутый чемодан; общее ощущение брезгливой обречённости. В «Человеке-подушке» из репертуара «Приюта комедианта» - замысловатая помятость, напоминающая скомканный картон, залитую слезами подушку и грозную гильотину одновременно; великолепный в своей брутальности пыточно-электрический чёрный металлический стул с потайными пепельницами в подлокотниках; стул маленький смешной, сиденье с отверстием, под которым так и маячит призрак детского горшка. Горшок этот, звонкий и безобразный, есть и в «Королеве»: привет дедушке Фрейду и заодно занудным психиатрам.
Костюмы Николая Слободяника в обоих спектаклях смелые - и словно уставшие. Судьбы их тоже чем-то похожи на судьбы людей. Затасканная небрежность махнувших на себя рукой в последнем и решительном бою с жизнью - в «Королеве». Стильный секонд-хэнд с претензией - в «Подушке». Особенно хороши одёжки самых-самых отвратительных персонажей - старушки-садистки и следователей-извращенцев в потёртых кожаных пальто. Руки у этих «симпатяг» либо замотаны грязными бинтами, либо засыпаны пеплом и солоны от размазанных по своему или чужому лицу слёз и соплей.
Актёры в этих спектаклях бывают хороши, когда они в ударе. То есть буквально. Вот привела себя в нужное состояние Елена Маркина, играющая в «Королеве красоты» старую грымзу Мэг Фолан, приготовилась всерьёз стать мерзопакостью - и зал неровно дышит. Настроилась Светлана Письмиченко на потухшую старую деву Морин Фолан, некогда блиставшую стервочку, но всё ещё нежно-ранимую слезливую газель, - и ура, плачет не она, а публика. Выдал Аркадий Коваль всё, чему учился в своё время на экспериментальном курсе пантомимы и у Льва Додина, взял за жабры всей своей харизмой и техникой - и лезешь под стул от его взгляда, и ёжишься, когда пепел стряхивает длинными своими пальцами, способными сыграть всё сразу - и молча. Про остальных не скажу многого: Алексей Телеш, которому доверена в «Подушке» главная роль писателя-извращенца Катуряна, ещё ни разу не убедил меня со сцены ни в чем; Денис Кириллов, дающий в «Подушке» «плохого следователя», работает под настроение (а жаль), более молодые участники обеих «ирландских» постановок Коваленко ещё в явном поиске (что ещё жальче, ибо хочется выверенности в каждом занятом).
От любви и ненависти в «Королеве красоты» должно щемить сердце и щипать глаза. Всех абсолютно персонажей, несуразных, влюблённых, противных, жаждущих внимания и справедливости, должно быть, как мне кажется, невыносимо жалко. От страха и ненависти в «Человеке-подушке» должна пробирать дрожь до самых печёнок, даже если заложенные в тексте пьесы кошмары не предъявлены, а лишь коварно проговорены и схематично обозначены. Я жду, когда они будут так сыграны, чтобы почувствовать себя лицом несовершеннолетним, личностью с неустойчивой психикой или беременной женщиной - теми, кому просмотр не рекомендуется ещё на уровне афиши. Я верю: они разыграются. Они ещё почувствуют привкус ликующей животной свободы «на инстинктах», и почуют бесстыдство человека «на понтах».
И вот тогда во мне сработает классическое и великолепное советское литературное «И немедленно выпил». Но питерскому рецепту МакДонах-коктейля покамест недостаёт нескольких важных для вкуса, цвета, запаха и отсутствия похмельного синдрома ингредиентов: циничного (а не скупо отмеренного) юмора, щедрой наглости (которая - второе счастье) и, пожалуй, банального опыта постановщика. Но это - не порок.
Мария КИНГИСЕПП

ИЗМЕНЕНИЕ В РЕПЕРТУАРЕ

Уважаемые зрители! 23 сентября вместо спектакля «Фальшивая нота» состоится спектакль «Все мы прекрасные люди». 26 сентября состоится спектакль «Три сестры» вместо объявленного ранее спектакля "Город. Женитьба. Гоголь.». Приносим свои извинения!

Подробнее

ОН. ОНА...

Театр имени Ленсовета задумал литературно-драматический видеопроект “Он. Она…» по рассказам И.А.Бунина и А.И.Куприна. На Малой сцене театра снимаются настоящие фильмы-спектакли.

Подробнее

СТУДЕНЧЕСКИЙ АБОНЕМЕНТ

Уважаемые зрители! С 7 августа 2020 года мы открываем продажу дополнительных комплектов билетов «Студенческий абонемент».

Подробнее

РУССКАЯ МАТРИЦА

Уважаемые зрители! Мы открываем продажи билетов в кассе театра на спектакль «Русская матрица», который будет показан 6 октября в рамках Российской Национальной театральной премии «Золотая маска».

Подробнее

ВНИМАНИЕ! АКЦИЯ!

Уважаемые зрители! Мы запускаем акцию, в рамках которой вы сможете приобрести билеты на спектакли сентябрьского репертуара по специальным ценам! Обращаем ваше внимание, что такие билеты можно приобрести только в кассе театра!

Подробнее

.

Новый канал: блогер Костя Кляйн на YouTube и официальный сайт Костя Кляйн.

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио Ticketland VII Форум 2019 год театра в России 2019 год театра в России 2019 год театра в России
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр