Top.Mail.Ru

ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК

Вера Николаева,- «Инфоскоп», 2017, № 235, апрель

На Малой сцене Театра имени Ленсовета 16 апреля состоится премьера спектакля для детей «Птицы» по русским народным сказкам. Нам удалось отвлечь режиссёра Марию Романову от репетиции и задать несколько вопросов.

- Расскажите, как родилось название спектакля.

- Спектакль мы назвали "Птицы", потому что в основе нашей песенно-сказительной истории - русские народные сказки, где сюжет завязан на птицах. Это "Белая лебёдушка", "Привередница" (более известное название сказки - "Гуси-лебеди") и "Белая уточка".

- Образ птицы в русском сказочном фольклоре - это связь с небесами, с космосом, с непостижимостью мира?

- Птицы имеют в русском фольклоре много значений, знаков. Нам известна примета: если птица залетает в дом, быть беде, она - вестник потустороннего мира. Птица - связующее звено между нашим человеческим миром и миром духов, миром ушедших. Но кроме этого, у каждой птички сказочной есть своя символическая сущность. Например, дикие водоплавающие - уточка, лебедушка - это девушка, невеста, связь со свадебными обрядами.

- Уходящими в языческое прошлое Руси?

- Конечно. "Белая лебедушка" - поэтичная красивая сказка, если в нее вникнуть поглубже, то там именно свадебный обряд, прощание девушки с девичеством, с родителями, рождение нового человека - жены, женщины, переход в другое качество. Если еще приводить примеры, то перепелочка в сказках - это девочка, сорока - женщина, у которой уже есть детки, а ворона - пожилая дама, даже старушка. В мужском сказочном мире воробышек - мальчик, петушок - подросток, соловей - ненадежный лихой молодой мужчина, который "песни поет, а замуж не берет" (отсюда и соловей-разбойник), сокол - положительный парень, жених, который берет невесту с любовью, орел - мужчина, глава семейства, ну и сыч или ворон - мудрый старик, дед. Это ведь все нам, русским людям, понятно именно по ассоциативному ряду, через воображение, фантазию. Мы и в спектакле идем ассоциативным путем, подключаем музыкальный ряд, связанный с обрядовым пением. Наш спектакль будет красивым, интересным и малышам, и взрослым. Будут у нас и колыбельные, и пестования, мы ткем полотно, связанное с замужеством, с рождением и взращиванием деточек, такое колесо жизни раскручиваем, показываем, что такое семья для человека, как это важно и мощно. Ведь в основе всех этих сказок лежали сакральные смыслы, связанные с бытием, а в самом сказе и в песнях заложены те природные ритмы, на которых росли наши прабабки. Ведь не зря говорится, что раньше детей не воспитывали, а пестовали, настраивая дитя на биоритмы земли, на здравие и на удачу.

Сказки, над которыми мы работаем, - о простых истинах, о силе добра, о зле, о смирении, о законах и жизненных циклах. "Лебедушка" и "Уточка" - поэтические истории, напевные, лиричные, а "Привередница" - шутливая, озорная, даже хулиганская сказка, мы ее в жанре припевки, почти частушки хотим сделать. "Уточка" даже немножко страшная сказка, но детишки ведь любят игры, когда их пугают, когда немножко страшно, и сами любят сочинять страшилки.

- Психологи объясняют, что так дети изживают свои страхи, освобождаются от них. Такое своеобразное воспитание иммунитета на сложности жизни.

- Да, это так. На своих детишках это вижу.

- Кто вместе с вами сочиняет спектакль?

- В спектакле мы обращаемся к русскому народному творчеству, к традициям и истокам Руси. Замечательный театральный художник Мария Лукка очень тонко чувствует стилистику народного фольклорного творчества и органично переводит эти визуальные приемы в игру, особенно важен нам предметный мир спектакля, то, с чем в руках действуют артисты, все это такое теплое, обжитое. Звуки извлекаются из предметов, из народных инструментов. У нас нет никакой электронной музыки, фонограммы, только живое ансамблевое пение.

Помогает нам уникальный специалист Елизавета Владимировна Бородулина. У нее огромный опыт работы во взрослом фольклорном коллективе Studio St.Petersburg. Участники собирали в экспедициях подлинный песенный и сказовый фольклор. Ценность в том, что они исполняли не "клюкву" а ля рюс, а настоящий шероховатый, аутентичный музыкальный материал. Сегодня она руководит детским фольклорным коллективом "Диво". Елизавета Владимировна, можно сказать, носитель этой уникальной культуры, прямой ее проводник. Это настоящее, от корней народных собранное, во многом непривычное нам пение, я надеюсь, произведет сильное впечатление на зрителей. Оно дает силу, зазерняет нас всех в глубь, в суть человеческой природы, идет от истоков, от корней жизни.

Играют и поют у нас четыре артиста - Соня Никифорова, Тоня Сонина, Галя Журавлева и Александр Крымов.

Я очень благодарна судьбе за встречу с этим материалом, это большой и прекрасный духовный опыт. Правда и подлинность, надеюсь, будут считываться и зрителями. Дети к правде подключаются мгновенно, их не обманешь. Они ведь сами, пока маленькие, - часть природной стихии. Такой материал, его внутренний природный ритм очень важен сегодня. Мы все живем в городе, во многом противоестественном мире, с его многонаселенностью, шумом и бесконечной суетой. Город - тяжеловатое пространство для человека, для детишек, надо почаще выбираться из него на природу, чтобы оздоравливаться. Вот таким путешествием в подлинный мир русских сказок с их неизбывным душевным здоровьем и будет наш спектакль.

Материал подготовила Вера Николаева