Top.Mail.Ru

«Путь в искусстве начал с Деда Мороза»

Виктор Казаков,- «Невское время», 2009, 26 декабря


 

Один из самых известных петербуржцев, он еще и один из самых открытых, доброжелательных знаменитых артистов. Его жизнь как на ладони, и все же в канун юбилея народный артист России сумел удивить своих поклонников. Вместо пышного помпезного празднования Михаил Сергеевич решил показать в родном Театре имени Ленсовета камерный премьерный спектакль «Смешанные чувства».

- Михаил Сергеевич, буквально несколько слов о спектакле.
- После того, как 13 лет назад Олег Леваков поставил спектакль «Интимная жизнь», новых театральных премьер у меня не было. Да и зачем? «Интимка» (спектакль «Интимная жизнь». - Прим. Ред.), Которая начиналась на малой сцене, разрослась в антрепризный проект, с которым мы объехали весь мир. Всего сыграно больше 500 спектаклей. Но накануне юбилея тот же Олег Леваков принес нам с Ларисой пьесу «Смешанные чувства» и убедил меня, что, во-первых, мы должны все-таки сыграть вдвоем, а во-вторых, новый спектакль станет хорошей заменой пышному юбилею. И я, как говорится, сломался. Пьеса Ричарда Баэра о двух одиноких стариках. Спектакль по-владимировски (имеется в виду учитель Боярского выдающийся режиссер И. П. Владимиров. - Прим. Ред.) Консервативен. Мне приятно, что в нем много музыки, я пою, мы с Ларисой танцуем рок-н-ролл. Пока мы будем играть его на сцене Театра Ленсовета, потом, наверное, сделаем гастрольный вариант.

- Ваш брак с Ларисой Луппиан необычайно долгий и успешный. 
- С Ларой мы прожили больше 30 лет. И этим, конечно, можно гордиться. Найдется немало мужиков, что похвастают: «У меня были сотни баб!» Но мало таких, что воскликнут: «А у меня женщина, с которой я прожил 50 лет!» Есть девочки, которые прекрасно проведут с тобой ночь, день, неделю, месяц. Но это тает, как снежок летом. А есть вещи, что не тают, а сохраняют твердость и, как бриллиант, с каждым годом блестят все ярче ...

- Вокруг вас всегда было столько женщин! Неужели верите в дружбу между мужчиной и женщиной?
- Верю мало, а вот партнерские отношения, когда делаем общее дело, - почему нет? У меня, например, такие отношения сложились с Соней Ротару. По сценарию мы с Соней не любовники, а коллеги, поем песни ... Андрея Макаревича (речь о фильме «Душа». - Прим. Ред.). Сначала на роль певицы пробовалась Алла Пугачева, но потом режиссер картины Александр Стефанович, тогдашний муж Аллы, с ней разругался в пух и прах ... Картина уже была запущена в производство, и, к счастью, в лице Ротару нашлась достойная замена. Мы отлично сработались и подружились - в кадре и за кадром.

- Интересно, согласны вы со Львом Толстым, что все счастливые семьи счастливы одинаково, а несчастливы - каждая по-своему?
- У Льва Николаевича было много детей, ему, конечно, видней, но он женщин презирал напрочь. У меня все спокойней. Я вообще считаю, что в семье не может быть несчастья. Все могут быть счастливы по-разному, но несчастливы в семье быть не могут. Что ни говорите, а семья - это то счастье, к которому должны стремиться и мужчина, и женщина.

- На этом пути всякое бывает. Вот ведь и ваш отец обрел семейное счастье только во втором браке ...
- Война, фронт, эвакуация ... Что-то там у них случилось, меня в детали родители особенно не посвящали, но важно то, что после развода две вновь образовавшиеся семьи не просто мирно ладили, а были очень дружны, часто встречались, хотя жили в разных городах. Такие теплые отношения сохранились и среди детей, внуков. Отец нашел свое счастье в Ленинграде с моей мамой, а Эльга - с дядей Жаном в Риге. Мой старший брат Александр подолгу жил у нас, когда поступил в театральный институт, а я с удовольствием приезжал в Ригу к своим родным - тете Эльге и дяде Жану. Мои родители были счастливы даже тогда, когда мы жили на Гончарной улице в коммуналке, впятером в шестиметровой комнате, с крысами, с холодной водой, при отсутствии стола и стульев. В актерской семье никогда не было средств, чего я, честно говоря, стеснялся. Сейчас-то понимаю, что это глупо.

Счастье выбирает жилище не по обстановке. Люди в неустроенных, маленьких комнатках после войны были в сто раз счастливей, чем многие нынче в хоромах, с суперзамками, бронированными дверями, где страшно, боязно. Там, где боятся, как бы гости не натоптали, не разбили, да и вообще - что не те гости пришли, счастье не живет. Вот однажды я пришел в гости к Юрию Владимировичу Никулину, и меня словно током шарахнуло: стало стыдно - я у себя недавно евроремонт отгрохал, а у Никулина ничего подобного не было. А ведь этого человека боготворила вся страна! Успокаиваю себя тем, что моя квартира - прежде всего для детей: это их дом, их крепость. Да и не такой уж сногсшибательный ремонт у меня по сравнению с иностранцами и новыми русскими, что живут по соседству на Мойке.

- Про вашего отца и вашего дядюшку - народных артистов России Боярских Сергея и Николая написано много. А вот про вашу маму говорят редко ...
- Моя мама Екатерина Михайловна Мелентьева работала в театре, снималась в кино, но, родив сына, всю себя посвятила мне. Так продолжалось до моего совершеннолетия, а потом она стала телережиссером. Помню, на съемки «Д"Артаньяна» маму пригласил режиссер Юрий Юнгвальд-Хилькевич, и она с радостью приехала во Львов. Чтобы оправдать проезд и гостиницу, маму даже сняли в эпизодике: в фильме есть момент, где она тестом бьет гвардейцу по роже. Кстати, меня вначале звали на роль Рошфора, Атоса, но только когда предложили сыграть Д"Артаньяна, мудрая мама сказала: «Вот теперь поезжай!»

- Ваша дочь Лиза выросла в достойную продолжательницу актерской династии.
- Лизу недавно опять назвали «актрисой года». Приятно, хотя и волнительно - ей недавно исполнилось всего 24. Впереди еще столько событий, а вокруг все больше завистников, недоброжелателей. Но у Лизы такой стержень, такой характер, что к ней никакая желтизна, грязь не прилипает.

- А Лариса сейчас много играет?
- Она очень востребована в Театре имени Ленсовета. А сейчас еще «вляпалась» в сериал. Ее попросили отсняться один-два дня, а она снимается уже два месяца, и я с ужасом вижу, что каждый вечер у нее все больше и больше страниц текста. Они пишут сценарий сегодня, а сниматься надо завтра, и это бесконечный процесс. Жена уже перестала со мной говорить, только учит и учит текст, а в семь утра уходит на съемку.

- Вы довольны фильмом «Тарас Бульба»? Он много призов взял, собрал 20 миллионов долларов в прокате ...
- Про призы и сборы ничего не знаю, это не актерское дело, но я получил большое удовольствие. Володя Бортко обожает со мной работать. Сначала он мне предложил роль француза. Я Гоголя знаю наизусть: нет там такого! А режиссер говорит: «Ты - француз, будешь стрелять по запорожцам из пушки!» Я ему ответил: «Пошел ты подальше, не буду я у тебя сниматься!» - «Как не будешь?!» - «Против своих не пойду». - «Говори тогда, чего ты хочешь?» - «Хочу запорожца сыграть!» - «Ну, иди, гримируйся!» Я загримировался, Бортко пришел в восторг. И я ... Важно, что буду среди казачества, среди запорожцев, среди мужиков, которые мне дороги и любимы. А какие были съемки: огромная массовка, лошади, была возможность поскакать, посражаться, умереть за родину. Больше ничего и не надо! О фильме ходят разные мнения (причем их высказывали даже до того, как фильм вышел в прокат), я видел только полный метр, а ведь еще будет и телевизионный. Но в любом случае Гоголь у Бортко живой, полемичный, отсюда и споры.
- У вас в кабинете на стене фотография, где вы сняты вместе с Владимиром Путиным и Светланой Дружининой на каком-то награждении ...
- В Кремле, на награждении орденами и медалями, завязался наш разговор с Владимиром Путиным и кинорежиссером Светланой Дружининой. Помню, мы говорили про «Гардемаринов», про необходимость снимать больше хороших исторических картин, столь нужных молодежи. А я не мог не вспомнить про то, как в 1978 году, направляясь на съемки фильма «Сватовство гусара» Дружининой, попал в жуткую автокатастрофу - с гипсом, переломами, реанимацией. Света сразу примчалась на место аварии, с присущей ей энергией руководила действиями врачей «Скорой помощи», а потом пришла к директору картины: «Без Боярского снимать не буду!» - И дождалась-таки моего выздоровления!
- А говорили, когда вы попали в аварию, первым к вам пришел Александр Абдулов ...
- Я лежал не в гипсе, а на доске - у меня был перелом позвоночника. От радости, что я лежу живой, улыбаюсь, Саша схватил меня в охапку и обнял: «Мишуля, здорово!», А я взвыл от боли, искры из глаз посыпались. Он пришел с вином, цветами, как полагается ... Такие светлые воспоминания остались о моем друге и коллеге Саше Абдулове. Какой был замечательный человек! Недаром говорят, что Господь забирает на небеса лучших. Таким лучшим был и Игорь Старыгин, наш любимый, отважный и благородный мушкетер, что ушел совсем недавно, в расцвете лет и сил.
- Если раньше Боярского было трудно представить без шляпы, то сейчас еще и без зенитовского шарфа. Как отнеслись к последним новостям из штаба любимой команды, к смене тренера?
- Анатолию Давыдову огромное спасибо, он всегда будет при «Зените», он в тренерском штабе, его талант еще понадобится. Каждый театр болезненно переживает смену главного режиссера, и только по осени можно говорить что-то серьезно. Конечно, Спаллетти - мэтр, он наверняка привезет с собой итальянцев, наладит игру. Футбол - это уже бизнес. Рассуждать на тему петербургского патриотизма становится все наивней. Но я по-прежнему люблю свою команду за ее почерк, и мне бы не хотелось, чтобы на «Петровский» выходила еще одна «Рома», чтобы исчез творческий питерский азарт. Обидно наблюдать, как таланты слишком быстро превращаются в расчетливых профессионалов. А для некоторых наших парней расчет важней спортивного азарта. Может быть, я ошибаюсь. Очень сложно футболисту рассуждать про актера, и наоборот. Но, увы, пока далековато мы от европейского футбола. Наши игроки получают сумасшедшие деньги, но нужно кроме денег иметь еще кое-что за душой. Вот Пол Маккартни - миллиардер, давно мог бы отдыхать. Но он пишет музыку, ездит на гастроли явно не из-за денег. А у наших футболистов после миллиона-двух в кармане крыша едет.

- Поражение сборной России стало для вас сюрпризом?
- Нет, конечно. Если футбол - национальная идея, то это перебор, если увлечение - нормально. Наша страна по-прежнему нефутбольная. А вот клуб «Зенит» - по-настоящему футбольный, и он мне дороже. Везение Хиддинка окончилось, теперь везет другим ... Хиддинк уедет, а планы о преобразовании всего футбольного российского хозяйства останутся мечтами.

- Как-то вы сказали с иронией, что любой артист с годами приближается к роли Деда Мороза ... А вы своего Деда Мороза уже сыграли?
- Я с него начал путь в искусстве. В первом классе на Новый год в представлении по мотивам «Мухи-Цокотухи» учительница назначила меня Дедом Морозом. Мой папа, известный артист, принес из театра красный костюм Деда Мороза, мама его подкоротила, мне налепили бородку, сделали грим, и стал я похож на ... Деда-карлика. Однако мое чудесное новогоднее превращение произвело фурор в школе. Мало того что зрители ревели от восторга, так я, войдя в образ, в гриме и бороде, с посохом, потом еще долго носился по коридорам, вспотевший, весь заведенный, пугая своим видом ничего не понимающих школьников. За это получил нагоняй от учителя.

- Как нынче отметите Новый год?
- Надеюсь, без приключений, по старой доброй семейной традиции. Вечером сыграем с Ларой «Интимную жизнь» в ДК имени Горького, потом - домой, к праздничному столу, где соберутся Боярские разных поколений: моя двоюродная сестра Катя (она автор книги «Театральная династия Боярских»), Лиза, Сережа с женой и дочками. Шампанское - под звон курантов с самыми близкими людьми. И я возьму гитару и поспешу на работу, которой в новогоднюю ночь всегда немало.
/ / Беседовал Виктор Казаков