Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

Прямое попадание

Медведев Александр,- Литературная газета, 2020 ГОД № 41 (6756) (14-10-2020)

Прямое попадание
Зилов – В. Куликов, Ирина – Л. Шевченко
Фото: ВИКТОР ВАСИЛЬЕВ

Пьеса была написана в 1967 году, между тем спектакль, поставленный Романом Кочержевским более полувека спустя, звучит современно. Сделано это было столь органично, с минимумом средств, что эту «простоту» впору отнести к определённой форме сложности.

В самом деле, зрительное пространство явлено чёрно-белым и служит как бы нарочито ясным напоминанием об идеальном разделении мира добра и зла, правды и лжи. На этом лапидарном фоне возникает пёстрая палитра характеров, положений, эффектов. Облечённые в неизбитые режиссёрские приёмы – неожиданные конструктивные принципы организации высказывания художественной идеи, – они создают неповторимый, яркий колорит спектакля.

Действие начинается с парадоксальной реализации сценической метафоры «лопнувшей струны» – предвестия надвигающейся трагедии. Настраивающий гитару Зилов (актёр Виталий Куликов) вдруг с размаху разбивает её вдребезги об пол: происходит мгновенный переход мира внешнего в мир психический. Переход неожиданный, не поддающийся однозначной оценке – что происходит: истерика, продуманный выпад, смятение, эпатаж?..

Эта как бы увертюрная сцена – ключ, символический портрет главного героя, для которого характерна общая немотивированность, непредсказуемость, странность. Таков весь спектакль, построенный, можно сказать, на эффекте «обманутого ожидания», когда внешняя простота построения сопрягается с внутренней сложностью. Таковы и другие действующие лица, своего рода грани, в которых так или иначе преломляется сложносочинённый душевный колорит Виктора Зилова.

 

Сказанное выше о минимуме средств в воплощении спектакля никоим образом не следует понимать зрелищной скудностью. Напротив, действие насыщено нетривиальными сценическими приёмами, а выдержанная в чёрно-белой гамме сценография представляет пространство действия динамическим объектом, находящимся в резонансе с ситуацией, представляемой в данный момент. Нельзя не заметить результат удачного синтеза постановочного и сценографического решения спектакля, и эта органика неслучайна: художником «Утиной охоты» выступил режиссёр спектакля Роман Кочержевский.

Приятно было увидеть действо, оформленное с отменным чувством стиля.

Художник по свету Гидал Шугаев показал удивительное многообразие вариаций, оттенков в градациях интенсивности потоков и ритмов света. Свет в спектакле играет не просто иллюстративную роль, сопровождая действие, а выступает эмоциональным контрапунктом. Изысканная работа со светом в «Утиной охоте» наводит на мысль о том, что отсутствие в постановке мультимедийной проекции в данном случае как нельзя лучше способствует поиску и нахождению подлинно художественного решения, наиболее органичного театру.

Костюмы, созданные по эскизам Сергея Илларионова, – точная нота в общем зрительном аккорде спектакля. Их деликатное в хронологическом смысле решение напоминает о словах Альбрехта Дюрера из «Странствий Франца Штернбальда» Людвига Тика, когда художник говорит об идентичных одеждах в исторических картинах:

«Я ведь не для того пишу картину, чтобы познакомить зрителя с давно забытыми одеждами, а для того, чтобы он почувствовал изображённый сюжет… И разве, читая историю, которая трогает нас и восхищает, мы думаем о том, как были одеты герои?» Так и костюмы С. Илларионова не делают героев ни ретро-персонажами, ни подчёркнуто современными – они в гамме спектакля, и это главное.

 

Чувство меры – вот, пожалуй, что приходит на ум, когда хочется в двух словах сказать о впечатлении от оформления «Утиной охоты». С этим чувством подошёл к музыкальному оформлению спектакля и Фёдор Пшеничный.

Естественно, не может всё, абсолютно всё понравиться даже в прекрасном спектакле. В конце действия диктор читает психологические портретные зарисовки героев. Возможно, запись не вполне качественная или была не отлажена трансляция, поэтому слова трудно воспринимались в зале. Кроме того, возникло впечатление некоторой «дежурности» в обязательном произнесении авторских характеристик персонажей пьесы, когда спектакль уже закончен.


НЕРВ 

 

Роман Кочержевский
режиссёр:

 

– Однажды ты кожей начинаешь чувствовать, как уходит время, мечешься, хватаешься за воздух, в судорогах пытаешься найти ответы на известные и мучительные вопросы. Тебя охватывает страх, паника. Попадая в эту воронку, ты понимаешь, что опоздал: всё уже сделали старшие, а молодые гонят тебя, их дыхание в спину горячо и убийственно. И тогда воздух начинает сгущаться, дышать становится невозможно, ты начинаешь бежать, не понимая – убегаешь от  чего-то или что-то преследуешь… 

ИЗМЕНЕНИЕ В РЕПЕРТУАРЕ

Уважаемые зрители! Вместо назначенного на 29 марта спектакля «Беглец» состоится спектакль «Бродский. Изгнание», начало в 19:30. Приносим свои извинения за доставленные неудобства!

Подробнее

ПОЗДРАВЛЯЕМ!

Поздравляем Марианну Коробейникову - победителя петербургского этапа XIII Международного фестиваля моноспектаклей "Монокль" ("Следы материнских морей", режиссёр Екатерина Максимова). Удачи на международном этапе фестиваля!

ВЫСТАВКА «Исцеление реализмом»

19 февраля в фойе театра откроется третья выставка из серии «Исцеление реализмом». На выставке представлены живописные полотна белорусского художника Николая Владимировича Бущика. Работы из частного собрания Архимандрита Виталия (Радомысльского).

Подробнее

ПРЕМЬЕРА

15 февраля на Малой сцене - премьера спектакля "БУНИН. ОН, ОНА..." в постановке Евгении Богинской.

ЗАПОЛНЯЕМОСТЬ ЗАЛА - 75%

Уважаемые зрители! В связи с изменениями от 10.02.21 г. в постановлении Правительства Санкт-Петербурга №121 от 13.03.20 г. с 12 февраля 2021 г. заполняемость театральных залов увеличивается с 50 до 75%.

Подробнее

.

Новый канал: блогер Костя Кляйн на YouTube и официальный сайт Костя Кляйн.

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио Ticketland Культура Питер ФМ Национальный проект Культура
Портал единой карты петербуржца Национальный проект Культура Наденьте маску
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр