Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

Простые истины в изысканной форме предложил киевлянам Санкт-Петербургский театр им. Ленсовета

Валентина ЗАБОЛОТНАЯ,- «День», Киев, 2003, 3 апреля

Валентина ЗАБОЛОТНАЯ
В. Пази принадлежит к тому типу режиссеров, которые придерживаются простого, базового, традиционного принципа русского театра - проявление ясной основной мысли в выразительной, красивой, образной форме. Оба привезенных ныне спектакля именно такие. 
Владимира Набокова принято считать глубоким философом, изысканным психологом-парадоксалистом. В. Пази не поддается этой аберрации и смотрит на роман новейшего классика «Король, дама, валет» глазами трезвого практика театра. Пьеса Александра Гетьмана извлекает из психологического гипюра прозы В. Набокова простое и умное зерно: не рой другому яму - сам в нее попадешь, или на всякого мудреца довольно простоты. Или можно высказаться современнее - мысль материальна и часто бумерангом бьет по своему автору. 
Разыгрывается детективно- сексуальная (как же без этого у Набокова) история о том, как безумствует от богатства и женской неудовлетворенности при старом денежном муже красавица Марта, как она соблазняет неловкого стеснительного вахлака Франца и ангажирует этого юнца на убийство надоевшего хазбенда, по-видимому, с перспективой устранения и этого неуклюжего любовника, но в конечном итоге погибает сама. Или от воспаления легких, или стараниями мудрого мужа, который разгадал ее интригу и нанес превентивный удар. 
Эти игры В. Пази трактует иронически, смакуя стремительные события, комментируя ситуацию пластичными этюдами-танцами классического треугольника (двое мужчин и женщина). Ныне известные и популярные актеры Анна Ковальчук и Андрей Зибров вместе со своим перспективным коллегой демонстрируют акробатически-виртуозное шоу. А танец двух манекенов-мужчин создает полную иллюзию роботов, которой ужасно потешает публику (балетмейстер Николай Реутов). 
Красавица Елена Комиссаренко, заслуженная артистка России (Марта) и Михаил Пореченков (Франц) работают на грани фола в преувеличении средств выразительности - ну, очень уже неловкий «валет» Франц, ну, очень уж изысканная «дама» Марта. Но этим актерам ни на мгновение не изменяет чувство меры и художественного вкуса. Они органичны и правдивы во всех преувеличениях. И обнажаются артисты в спектакле (Набоков же!) так по-деловому, обыденно, что становится смешно и выглядит целомудренно. 
Александр Сулимов, также подчеркнуто яркий и остро-характерный в роли хозяина квартиры, которую нанимает Франц, выразительными деталями намекает на безумие своего персонажа. В финале он таким безумным и появится в удивительно-диком наряде. Потому что то, что делается на сцене, все эти адюльтеры, интриги, покушения, сама смерть, и являются сплошным безумием. Не только набоковским, но и нашего современного мира. 
Разве что народный артист России Дмитрий Барков не до конца включается в эту игру и ведет себя в образе «короля» Драйера, обманутого мужа, вполне серьезно, хотя и органически, без единого намека на двойное дно этого милого волка. 
В пространственном образе спектакля (художник Мария Брянцева) есть три смысловых доминанты - двери, паровозы и лодка. Дверей множество, они передвигаются, образуют лабиринты, обозначают место действия и несут в себе образ безысходности, тупика. Два довольно больших игрушечных паровоза время от времени катаются по сцене (завязка действия происходит в вагоне), намекая на серьезную угрозу человеческой жизни. А лодка, которая едва не стала орудием убийства, качается на голубой шелковой волне, как колеблются сами герои, и наконец превращается в гроб Марты, в котором она плывет в небытие. Невероятной красоты элегантные костюмы украшают и людей, и всю картинку спектакля. 
И пусть по большому эстетическому счету спектакль «Король, дама, валет» относится к маскульту. 
Но кто это выдумал, что искусство для масс обязательно примитивное, неуклюжее и вульгарное? Отнюдь. Оно бывает элегантным, красивым, благородным и изысканным, например спектакль В Пази. Разве что истины оно доносит простые. Но мы в последнее время так запутались в тех истинах, так разбежались врассыпную в их понимании, что нам стоит напомнить: черное есть черное, белое - белое, а не серо-буро-малиновое. 
Простые истины выражает и спектакль «Жак и его господин». На этот раз с помощью великого французского энциклопедиста, одного из авторов «революции в умах» ХVIII века Дени Дидро. Пикантность ситуации состоит еще и в том, что свой знаменитый роман о Жаке-фаталисте Дидро написал в Петербурге. А через двести с лишним лет современный петербургский театр играет «вариацию на темы Дидро». 
Стоит напомнить, что именно Дидро теоретически обосновал «серьезный жанр» - драму. А также связал характер человека с его социальным положением. И вывел в герои серьезной драмы «третье сословие» - молодую буржуазию, людей дела и труда, ремесленников и слуг. ХVIII век называют эпохой Просветительства. Энциклопедист Дидро просвещает людей истинами простыми, известными, но забытыми, или неувиденными. Теперь эта простота и очевидность раскрывают философскую суть бытия. Через веселую парадоксальную форму, через забаву и анекдот. 
Режиссер В. Пази также любит игру и парадокс. Он разрешает актерам импровизировать, зубоскалить в свой собственный адрес и в адрес самого творца, шутить на остро актуальные серьезные темы. Народный артист России Сергей Мигицко (Жак) и заслуженный артист России Юрий Овсянко (Господин) делают это блестяще. Долговязый, с подвижным лицом Жак и маленький, хрупкий его господин как будто воочию демонстрируют соотношение большой массы народа и тоненькой верхушки хозяев жизни. Эта дуалистическая пара, разыгрывая ряд анекдотических ситуаций, наблюдая их и участвуя в них, в конечном итоге приводит нас к простым и ясным истинам: 
- Если ты господин, ты должен вести народ. Куда? Вперед, конечно. А куда это? - Слуга должен повиноваться приказам господина, но эти приказы он сам формулирует и подсказывает господину (наказы электората депутатам). 
- Движение вперед обманчиво. Есть только движение по кругу. Все возвращается на круги своя, а там уже случайные дети подросли, чтобы в свою очередь совершить этот круговорот. - А еще - не унижайте женщину. Потому что месть ее страшна, коварна и неотвратима. - А еще - не доверяйте глазам своим, смотрите в суть, в глубину, а не на хорошенькое личико и круглые ягодицы. 
- А еще - цените друзей за их поступки, а не за слова. - А еще... Но довольно. Дидро выдумал, чешский писатель Милан Кундера, изгнанник «пражской весны», эмигрант в Германии и Франции, написал, режиссер Владислав Пазе придумал, талантливые, внутренне свободные актеры «Ленсовета» разыграли веселую и поучительную историю Жака и его господина. Почему же тогда на спектакле не очень смешно, а иногда и скучно? Его воспринимаешь несколько отстраненно, созерцая, а не вникая в события. Может, так и нужно? Все-таки Просветительство. 
А впрочем, кажется, дело в другом. Пусть будет рационализм, игра интеллекта и умственные кроссворды - они по-своему интересны. Но спектакль кажется тяжелым, тусклым, потому что действие в нем, несмотря на всю его внешнюю стремительность, словно пробуксовывает на месте, часто повторяя, растолковывая уже понятное и очевидное. Поэтому получается своеобразное движение по кругу, заданное драматургом М. Кундерой. Энергетика спектакля утомленная, механистичная, слабо наполнена страстными желаниями актеров. Да и сами центральные исполнители, хотя и безукоризненно выдерживают рисунок роли, уже заметно в годах, в возрасте «с ярмарки». А тогда все их рассуждения о движении вперед, перспективе круга и надежды на будущее если не напрасны, то проблематичны, потому что смещаются акценты. Впрочем, на этом мнении не настаиваю. 
Известно неоспоримое - Театр им. Ленсовета предъявил киевлянам высокую сценическую культуру, виртуозное актерское мастерство, ансамблевость, редкое чувство стиля, философское мышление и смелое творчество.

 

Человек родился!

Поздравляем главного администратора Диану Черепанову с рождением сына!

Поздравляем!

Поздравляем Юрия Николаевича БУТУСОВА с вручением ему премии "ЗОЛОТАЯ МАСКА" в номинации "ДРАМА/РАБОТА РЕЖИССЕРА" за спектакль «Дядя Ваня»!

Поздравляем!

Поздравляем з.а.России Елену Комиссаренко с юбилеем!

Проект «Золотая Маска в городе»

8 апреля в 14:00 в Москвариуме на ВДНХ состоялся бесплатный показ спектакля «Птицы».

Изменения в репертуаре

Уважаемые зрители! Вместо спектакля «LIEBE. SCHILLER» на Малой сцене 18 июня пойдет спектакль «МЕДЕЯ», 19 июня пойдет спектакль «СВОБОДНАЯ ПАРА», 20 июня пойдет спектакль «ТЕЛО ГЕКТОРА». Приносим свои извинения!

Мы в социальных сетях:

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр