Top.Mail.Ru

Просто встретились два одиночества

Марина КОЗЛОВА,- «Вечерний Санкт-Петербург», 12.04.2021

В Театре им. Ленсовета представили премьеру молодого режиссера Евгении Богинской по пьесе американского драматурга Уильяма Гибсона «Двое на качелях». Это первая работа ученицы Вениамина Фильштинского на большой сцене.

В спектакле много по­иска и экспериментов, поэтому зрителю нужно быть готовым к постановке, далекой от классической.

По сюжету: Гиттель Моска и Джерри Райан живут в разных районах Нью-Йорка. Она наивна, легковерна, к тому же танцовщица. Он – деятельный, прагматичный, активный, к тому же адвокат. Два разных мира и два почти одинаковых одиночества – Гиттель ушла от очередного «парня своей мечты», Джерри находится в процессе развода с женой – дочерью богатого человека со связями. Что между ними может быть общего? Но мы-то помним, что противоположности такого рода в любовных историях часто притягиваются друг к другу. правда, как правило, с печальными последствиями для слабой стороны.

«Я люблю тебя!»

Они знакомятся по телефону, случайно: Джерри звонит девушке по поводу продажи холодильника. Потом и Гиттель перезванивает, из чего юноша делает совершенно правильный вывод – к знакомству готова. Ну а дальше начинаются те самые «качели» отношений, характеров, темпераментов и социальных положений. Конечно, девушка хочет замуж, но Джерри сообщает возлюбленной, что уже развелся. К тому же она больна – желудок, кровотечения. И он ухаживает за ней, а она в терзаниях и плачет, что любви нет, а есть только сострадание. В итоге адвокат Джерри возвращается к богатой супруге и влиятельному тестю. Гиттель звонит ему напоследок, возможно, еще с надеждой: «Пока ты жив, я хочу, чтобы ты помнил: последнее, что ты услышал от меня, – «я люблю тебя».

Это более-менее подробное изложение сюжета. Ну а в «сухом остатке» он выглядит так: бедная хорошенькая простушка влюбляется в богатого красавца-подлеца. Какое-то время они, как целомудренно сейчас говорят, «встречаются». Кому-то неясен финал? Можно угадать по тысячам художественных произведений.

«Не верю!»

При наличии такого «оригинального» сюжета что остается делать постановщику, чтобы нерв эмоций бил в зрительный зал на протяжении трех часов? Ведь самое горькое для режиссера – услышать зрительское «не верю!». К слову сказать, в популярной современной телепостановке, где роль Гиттель играет известная российская актриса Екатерина Лядова, она плачет чуть ли не на протяжении всех трех часов.

В спектакле Евгении Богинской, во-первых, оригинально решено исполнение главных ролей: Гиттель Моску и Джерри Райана играют три пары актеров. Историю любви и человеческих взаимоотношений разыгрывают по трем «жизненным сценариям» параллельно, с вариациями, повторами, акцентами. Ну и характеры у персонажей разных артистов получаются многовариантные. Гиттель в исполнении Лауры Пицхелаури – утонченная, даже богемная, с надтреснутым голоском и богатой пластикой. Отметим сразу: танцевальные и пластические номера играют в спектакле важную роль. Они сопровождаются, как и другие сцены, живой музыкой, которую на сцене исполняют Александр Пономаренко на виолончели и Александр Шалимов на перкуссии. Хореографию поставил балетмейстер Нурбек Батулла – танцовщик и хорео­граф, лауреат «Золотой маски» и тоже выпускник мастерской Вениамина Фильштинского.

Партнер Лауры Пицхелаури – Илья Дель, единственный участник спектакля, который является приглашенным артистом. Джерри в его воплощении – истеричный, а подчас и дес­потичный персонаж, который запросто может ударить свою девушку.

На фоне урбанистического пейзажа, который создается в том числе с помощью различных видеопроекций, в минималистичной декорации размещены одновременно комната Гиттель и комната Джерри, где они живут, общаются, пытаются любить. Так как по действию пьесы диалоги, как правило, происходят на расстоянии, телефон – тоже персонаж спектакля, а его звук – лейтмотив постановки.

По сложившейся у нас традиции эту «американскую трагедию» на сцене Театра им. Ленсовета играют с надрывом. Диалоги между Ним и Ней зачастую переходят в крик, пластические взаимоотношения – в беспорядочные, отрывистые движения веревочной куклы. Но это и держит зрительный зал в постоянном напряжении.

Вот и весь разговор…

Пьесу Уильма Гибсона «Двое на качелях» называют одной из популярнейших в мировом репертуаре и по сей день. Хотя написана она в 1958 году, сложности любовных взаимоотношений прошлого века притягивают режиссеров, ориентированных на психологический театр. Не случайно «Двое на качелях» стали режиссерским дебютом Галины Волчек в 1962 году на сцене «Современника». Считается, что перед исполнителями обеих ролей пьеса открывает огромные возможности для творчества. Хотя, в общем, вся суть драмы описана несколькими строчками некогда популярнейшей песни в исполнении Вахтанга Кикабидзе: «Просто встретились два одиночества, развели у дороги костер, а костру разгораться не хочется, вот и весь разговор…»


Марина КОЗЛОВА, фото предоставлены пресс-службой Театра им. Ленсовета (Юлия КУДРЯШОВА)