Top.Mail.Ru

ПРОГУЛКИ С ДОВЛАТОВЫМ

Елена Алексеева,- «Театральный Петербург», 2009, № 15 - 16, 1 - 30 сентября

 

 

Спектакль молодого режиссера Василия Сенина поставлен, что называется, близко к тексту. Ударные цитаты из машинописи возникают на экране, составляя костяк действия. Сохранены и абсурдные обстоятельства экскурсоводческой карьеры Сергея Довлатова. Писатель, пребывающий в глубоком тупике, отправляется к поэту, к которому не зарастает народная тропа...
«Здесь все дышит Пушкиным!» - восторженно щебечут служительницы заповедника. Вот он и становится персонажем спектакля. Олег Федоров изображает Пушкина соответственно «постмодернистской» моде. Вспоминаются сразу и фильм «Бакенбарды», и «Прогулки с Пушкиным» Андрея Синявского, и мелкая пластика Резо Габриадзе.
Присутствие «солнца русской поэзии» - удачная находка, позволяющая спектаклю воспарить над бытом. Увы, до конца оторваться не удается. Эпоха застоя - лакомый кусочек для любителей позубоскалить над нравами и бытом СССР. Жанровые подробности весьма прельстительны. Экскурсоводши - одна колоритнее другой. Особенно хороша Виктория Альбертовна в безжалостно-карикатурном исполнении Ларисы Луппиан, но и менее эффектные барышни тоже хоть куда. Каждый портрет за гротеском прячет сто лет женского одиночества. Это есть во всех героинях спектакля - от монументальной буфетчицы Елены Маркиной до эфемерной Татьяны Анны Ковальчук.
Забулдыги земли псковской у Владимира Матвеева (Михал Иваныч) и Виталия Куликова (Толик) шаржем покажутся лишь тому, кто никогда не сталкивался с прототипами - деревенскими мужиками, не без сочувствия описанными Довлатовым.
В сочных зарисовках филологов (здесь номер один - Митрофанов в исполнении Александра Новикова) и искусствоведов в штатском (вроде Беляева - Евгения Филатова) всплывают подзабытые черты некогда встречавшихся на нашем жизненном и творческом пути индивидов. Мастерства и наблюдательности ленсоветовцам не занимать.
И все же... Как говорится в «Заповеднике»: «Кто живет в мире слов, тот не ладит с вещами». Спектакль предпочитает мир вещей. Поэтому в какой-то момент изумляешься: а что тут делает этот интеллигентный мужчина (Артур Ваха), который вроде и страдает, и мыслит, горько шутит и так же пьет? Главный герой Борис Алиханов (он же Сергей Довлатов) довольно успешно оттеснен на второй план. Его драма выглядит лишней. Да и что печалиться: спустя некоторое время после описанных событий он уедет вслед за женой и дочерью в США и из непризнанного гения превратится в знаменитого писателя.
Правда, отчего-то будет тосковать по Питеру и по Пушкинским горам.
Елена Алексеева