В одном из интервью ты говоришь, что не понимаешь актерское мастерство как профессию. Как с этим обстоят дела сейчас?
Илья: Наверное, все-таки кое-что в профессии актера я понимаю. Есть ремесло, есть навыки, которыми я могу пользоваться в той или иной ситуации. С другой стороны, я всегда затрудняюсь с глобальным ответом на вопрос, в чем смысл актерской профессии. Я могу рассуждать на эту тему, но конечного ответа, в котором я утвержден и убежден, у меня нет и никогда не было.
Ты продолжаешь обучаться актерскому ремеслу?
Илья: Да, на мой взгляд, это путь, требующий бесконечного развития, самоотвержения.
Чем сейчас ты занимаешься, над какими проектами работаешь?
Илья: Мне стало интересно посмотреть в сторону кинематографа, поэтому больше стараюсь посвятить времени пробам, съемкам.
Давай поговорим немного про обучение. Как ты учился, не было ли желания все бросить?
Илья: Так получилось, что институт в Москве я подсознательно бросил, поскольку в какой-то момент стал себя очень плохо вести. Таким был истинным юным бунтарем. Протестовал, говорил, что нас неправильно учат, что драматическое искусство гораздо интереснее, чем, скажем, мюзиклы. Это привело к тому, что меня просто выгнали. Дальше нужно было что-то решать, идти в армию, заниматься каким-то другим делом или все-таки пробивать точку, которую начал. Я решил не бросать актерское мастерство и двигаться дальше. Решил поменять город и поехать в Петербург. Чтобы перевернуть свои представления о мире, театре. И здесь я уже учился старательно и усердно, не выделывался. И я очень благодарен своим мастерам, хочу сказать огромное спасибо О.Л. Кудряшову и Г.И. Дитятковскому.
Было ли желание вообще уйти из актерства, театра?
Илья: Да каждую неделю! Что-то не получается, с кем-то не выходит момент диалога, сразу возникает вопрос: «Господи, чем я занимаюсь и зачем это нужно?». Но потом все устаканивается. Такая это профессия, очень страстная, требующая терпения и кропотливости.
В одном из интервью ты рассказывал, что, по мнению твоего папы, у каждого актера должна быть своя тема.
Илья: Я не знаю, должна быть эта тема по жизни или эта тема может видоизменяться от роли к роли. Конечно, у каждой роли есть определенная тема, надо как-то следовать ей, искать ее, иначе ты превращаешься в некую функцию.
Мне сложно сказать, что такое артист Илья Дель, и что такое его главная тема. Но знаете к чему я пришел совсем недавно? В театре я могу исследовать собственную жизнь, моя тема в данный момент – это моя жизнь, река со своими подъемами и падениями. Кино же позволяет себя сильно видоизменять, обнаруживать разных персонажей.
Как ты считаешь, каково актеру в Петербурге?
Илья: Актеру в Петербурге непросто, наверное, как и везде. Хотя если сравнивать Москву и Петербург, в Москве театральная жизнь бурлит и кипит гораздо интенсивнее, чем в Петербурге. Если что-то не получается в театре, возможностей найти себя больше, начинаешь сниматься в кино, например. И может быть поэтому, есть тенденция, что в Петербурге актер, достигая определенного уровня, рано или поздно для дальнейшего развития вынужден переезжать в Москву. Хотя в любом городе все зависит от артиста и от того, насколько он определяет свое счастье в этой профессии и как он видит картину мира.
Что у тебя происходит в голове, когда ты на сцене?
Илья: Часто меня посещают совершенно неведомые, разнообразные мысли, не имеющие отношения к происходящему на сцене… Например, услышу урчание в животе у зрителя в первом ряду, и начинаю думать о том, как сложно воспринимать театр на голодный желудок… А сам в это время произношу пронзительный монолог со слезами на глазах.
Как ты запоминаешь текст?
Илья: Я с трудом запоминаю текст, и с годами это делать все сложнее и сложнее. Каждый свой текст я обязательно учу вслух.
А что делать, если ты забыл текст на сцене?
Илья: Это страшный сон, я не знаю что делать. У меня никогда такого не было, чтобы я забыл и не вспомнил. Заполняй время и вспоминай. Не получается вспомнить – начинай новый спектакль, импровизируй, выплывешь. Мы вынуждены ориентироваться в любой ситуации, такова наша профессия.
Спустя какое время начинается свобода на сцене, то есть возникает чувство спокойствия, что ты на своем месте, без оцепенения, как у начинающих актеров?
Илья: Обязательно должны пройти начальные премьерные спектакли, когда ты еще не понимаешь, что и как работает. Как только спектакль проигрался полгода, например, когда вышли рецензии и ты уже понимаешь, как и на что реагирует зритель, уже приходит какая-то уверенность и ты можешь контролировать все свои процессы, процессы спектакля, процессы, происходящие со зрителем. Дальше все опять же зависит от тебя, насколько у тебя все получается и ты владеешь ситуацией.
Расскажи немного про актерское братство в Петербурге. Существует ли оно вообще?
Илья: Мне кажется, актерское братство, особенно в Петербурге, крепкая вещь. У меня очень много людей, которых я люблю, с которыми всегда с невероятной радостью готов встретиться и тем более выйти на сцену. И если, не дай бог, что-то случается, актерское братство собирается и всячески старается помочь.
Ты играешь в разных театрах, с разными людьми. Легко ли находить общий язык и что является залогом отличного сотрудничества?
Илья: Я стараюсь идти на контакт, даже если внутренне понимаю, что человек не мой. Для правильного результата нужно человека слышать и если надо, то в чем-то уступать. Конечно, нелегко все время знакомиться с новыми людьми и находить компромиссы. Но иначе я бы не смог. Вариться все время в одном котле не для меня, мне хочется находить новых людей, новые места. Тем самым я тоже внутренне развиваюсь. Конечно, жизнь на два города выматывает, это сложно, но пока это в кайф.
Где, на твой взгляд, сейчас должен находиться актер, чтобы от него была польза? Где сконцентрирована актерская тусовка?
Илья: Там, где хорошо, у каждого эти места свои. А тусовка собирается там, где загорается какой-то огонь. Например, на фестивале «Радуга» я встретил много людей. Не могу сказать, что очень прирастаю к тусовочным местам, мне больше нравится находиться там, где чувствую себя защищенным. Мне хорошо у себя дома, а если я устаю, то еду в Рязанскую область к родителям. Там я заряжаюсь энергией для дальнейших свершений.
Если нет возможности уехать, какие места в Петербурге тебя заряжают?
Илья: В Петербурге у меня очень много любимых мест. Находятся они там, где я жил. Сейчас мне хорошо в Таврическом или на набережной Невы, куда я часто выхожу погулять. Нравится путешествовать, например, на велосипеде до Крестовского острова. Это хоть немного, но меняет сознание. Зимой это скорее какие-то теплые заведения, а летом – где угодно, лишь бы не в Купчино…
У нас недавно прошел фестиваль «Радуга», который вы открывали спектаклем «Бунтари». Как ты относишься к таким фестивалям?
Илья: Я хорошо отношусь к фестивалям, тем более, что такие фестивали, как «Радуга», позволяют приглашать очень сильные коллективы: МХАТ, Театр Наций, зарубежные коллективы. Это необходимо и городу, и людям театра.
Мы наконец-то сыграли спектакль «Бунтари», хотя было волнительно играть на сцене в Петербурге в качестве артиста, который работает в Москве. Хочу выразить благодарность фестивалю и его организаторам за то, что была предоставлена такая возможность, и давайте проводить такие фестивали ежегодно, чтобы не было препятствий и проблем.
Как меняется жизнь актеров во время фестивалей?
Илья: Общение, сплочение, новые знакомства. Это очень важно, например, братство Петербурга начинает выходить за свои границы, оно становится междугородним, международным. Фестиваль является возможностью для дальнейшей дружбы и новых проектов. А может и новых семей.
P.S. Опросник Марселя Пруста
- Какие добродетели Вы цените больше всего в людях?
Скромность
- Качества, которые Вы больше всего цените в женщине?
Уважение к мужчине
- Качества, которые Вы больше всего цените в мужчине?
Уважение к женщине
- Ваша главная черта?
Черт! (в сердцах, не найдя ответа)
- Ваша идея о счастье?
Без войны
- Ваша идея о несчастье?
С войной
- Если не собой, то каким литературным персонажем вам хотелось бы быть?
Карлсоном
- Если бы дьявол предложил вам вечную жизнь и молодость безвозмездно, без каких-либо дополнительных условий, то вы бы согласились?
Я бы хорошо подумал, но отказался