VIII Платоновский фестиваль искусств | Свой спектакль по Шекспиру Юрий Бутусов назвал «Макбет.Кино»
Людмила РОМАНОВА
Наверное, он пересмотрел все экранизации «Макбета», коих немало, но хочется думать, что великий фильм Акиро Куросавы «Трон в крови» оказал на него наибольшее влияние. Хотя ничего общего между фильмом и спектаклем нет. В фильме Куросавы много мистики, как и в пьесе (одни ведьмы чего стоят!), а Бутусов умудрился вообще обойтись без потустороннего влияния. Его «Макбет», поставленный на сцене Театра имени Ленсовета, вообще жёсткий, без иллюзий, и он, конечно, о современности. Спектакли Бутусова (а это уже третий, показанный им на Платоновском фестивале) – сложносочиненные композиции, где основной сюжет всё время разветвляется, образуя эпизоды, казалось бы, не имеющие отношения к самому действию.
Вот и тут: сидят два вполне современных охранника, ведут, казалось бы, дружескую беседу, вдруг – раз! – один выхватывает револьвер и убивает другого. И только после этого на сцену выходят Банко и Макбет в окровавленной одежде, разгоряченные после боя. И начинается их диалог. А затем появляются ведьмы, предрекающие Макбету королевское будущее. В этих ведьмах нет ничего мистического, они, скорее, девки из борделя.
За сотни лет исполнения пьесы сложилась определённая трактовка образа Макбета: вначале это сильный веселый воин, хороший друг, боевой товарищ, а под влиянием предсказания и особенно жены он становится убийцей, и чем больше его затягивает, тем больше он отходит от своей сущности. У Бутусова не так: Макбет и его жена – прирожденные убийцы (фильм с таким названием тоже был). Причем вначале она сильнее его: с каким перевернутым лицом он приходит после первого убийства, а жена его баюкает, как ребенка. Они любят друг друга, а убийства их ещё больше связывают.
Мотив убийств бесконечно варьируется в интермедиях, как я их для себя назвала, то есть вставках-вариациях. При этом многие знаменитые сцены убраны; например, о том, что леди Макбет всё время моет руки, ходит ночами по замку и произносит: «Кто бы мог подумать, что в старике окажется столько крови!», мы узнаем от служанки, которая рассказывает об этом охраннику, а потом ловко выхватывает у него пистолет и убивает. Убить здесь – что муху прихлопнуть. А у убийц нет психологии, они не размышляют.
Знаменитые бутусовские прибамбасы: оркестр (здесь, пожалуй, оркестрик), вокальные номера, танцы под такой грохот, что пол в зрительном зале дрожит – всё, что в его спектаклях раньше казалось мне лишним, здесь уравновесилось и вписалось в зрелище. Каким образом – объяснить не могу, для этого нужно посмотреть спектакль несколько раз. Это та самая волшебная магия театра, которая завораживает и остается в памяти навсегда.
Вербальность – не самая сильная сторона бутусовских спектаклей, основное у него – пластика, музыка, вокал. И финал потрясает своей мощью: Лаура Пицхелаури (леди Макбет) в красных балетных туфлях танцует и танцует свой танец-макабр, постепенно исчезая в красном луче прожектора.
Прошу прощения, что не всегда называю фамилии артистов, но программок почему-то не было, и я узнала только Александра Новикова (бессмертного Федора из «Тайн следствия») – участника одной из вставных новелл. Ну а Лаура вместе с Бутусовым была на пресс-конференции. Её работа, на мой взгляд, самая сильная в этом спектакле. Вообще, играть у Бутусова, думаю, нелегко, но личность его притягательна.
Надеемся на новые встречи, тем более режиссер сказал на пресс-конференции, что приезжает сюда с удовольствием, а Воронеж назвал «наш Авиньон». Сравнение с французским центром театрального искусства, где проходят знаменитые фестивали, конечно, лестно и приятно. Ну а мы надеемся на новые встречи с одним из самых интересных режиссеров современности.