Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

Приключения чемоданчика

Мария Кингисепп,- «Петербургский дневник», 2007, 15 января

В Новый год театр им. Ленсовета вступил, как говорится, с чувством глубокого удовлетворения: выпустил в декабре две любопытные премьеры. Обе эти работы - из разряда спектаклей, на которые хочется сходить еще и еще раз. Это тот случай, когда актерам нравится существовать на сцене, и каждый вечер они находят новые краски. 
Спектакль «На всякого мудреца довольно простоты» по классической пьесе Островского - яркая социальная сатира в постановке режиссера Василия Сенина. А славный спектакль «Смешные деньги» по пьесе знаменитого английского комедиографа Рэя Куни вызывает гомерический хохот в зале и необременительные раздумья о жизни по дороге домой.
Найти и поставить пьесу «Смешные деньги» давно хотел художественный руководитель театра им. Ленсовета Владислав Пази, и в этом сезоне его желание (к сожалению, предсмертное - Пази скоропостижно скончался в мае 2006 года в Болгарии, где репетировал «Игрока» Достоевского в софийском театре «Смех и слезы») было выполнено. В театре уже назревала потребность в постановке пьесы такого рода, и вот спектакль «Смешные деньги» стал аншлаговым и «работает» отличным антидепрессантом - на нем отдыхаешь и напрочь забываешь о проблемах. Бытует даже такой лозунг-призыв: все театры должны ставить Куни, потому что это хорошо. И считается, что товарищу Куни нужно поставить памятник: за то хотя бы, что его пьесы прекрасны, востребованы и приносят театру и кассовые сборы - то, чем театры никогда пренебрегать не должны. 
Да ведь и бурная реакция зала в виде звонкого смеха - вовсе не излишество. Говорят, что на одном из предновогодних спектаклей особо впечатлительную зрительницу пришлось выносить из зала: ей стало плохо от смеха. Свидетельствую, что на «Смешных деньгах» примерно каждый третий зритель не просто смеялся, хлопая себя по коленкам, пихая соседей локтями и сползая со стула, а даже завывал в голос и всхлипывал от хохота.
Известно, что люди, занимающиеся комедией (авторы, режиссеры и исполнители, а особенно - клоуны и сатирики), в жизни часто мрачны или печальны. Режиссер «Смешных денег» Олег Леваков, на вид тоже человек строгий и сдержанный, с первых же репетиций заставил озадаченных актеров «играть не комедию, а именно пьесу», чтобы донести некую философию, социальные и семейные конфликты, любовь и даже трагедию «маленького человека», а не просто как следует развеселить публику. Актеры были не прочь, но они больше всего волновались, чтобы не получилось рассказывать о любви и конфликтах слишком грустно, смешить однозначно пошло и грубо шутить «ниже пояса». Вообще приступать к комедии было очень страшно: сами-то отсмеялись очень быстро, в течение пары репетиций, а дальше стало все понятно, и любые сюжетные перипетии стали видны. За оставшиеся несколько месяцев репетиций предстояло «сделать смешно» для зрителя, что без живой реакции зала невероятно сложно. Каждая комедия, заметим в скобках по секрету, окончательно выстраивается примерно за пятнадцать спектаклей, из которых десять считаются премьерными. Добавим, что чувство юмора, меры и вкуса у режиссера одно, у каждого актера - другое, а у зрителей бесконечно индивидуально, а во время спектакля они должны совпасть непринужденно и слиться в радостном экстазе...
Комедий положений, построенных на простых шутках и аляповатой игре, увы, предостаточно. Зато актеров, умеющих сохранять внутреннее достоинство в клоунском амплуа, в нашем городе по пальцам можно перечесть. Нет, раскричаться до хрипоты, бухнуться оземь, раздеться чуть ли не догола и скорчиться в косолапую убогую раскоряку всем на потеху - таких актеров у нас чуть ли не половина. А истинных комиков, мудрых шутов, хитроумных плутов - единицы. Тут, кстати, самое время сказать несколько слов об авторе «Смешных денег» и о его специфическом чувстве юмора - и чувстве меры. 
В России пьесы Рэя Куни, десятки лет с огромным успехом идущие по всему миру, начали ставить лишь недавно. Как автора сценических хитов, этого драматурга открыл любимый народом актер Владимир Машков, чей режиссерский дебют на сцене МХТ состоялся с пьесой Куни «Номер 13». Актеры, занятые в ленсоветовских «Смешных деньгах», по их собственному признанию, многократно смотрели видеозапись мхатовского «Номера 13» - очевидно, чтобы заразиться искрометностью шуток, стремительностью пластики и вот этому самому умению мхатовцев куролесить на грани пошлости, не опускаясь до вульгарности. Куни как драматург очень удобен каждому актеру - диалоги в его пьесах легко учатся и логично «ложатся» на актерскую технику, а повороты сюжета задают ход всему действию. Это потому, что сам Куни «с пеленок в театре» - ребенком вышел на подмостки в 1946 году, затем много лет работал профессиональным актером в Лондоне. 
К чести актеров театра им. Ленсовета, в «Смешных деньгах» им удается шутить, что называется, живенько и со вкусом. То есть смешно, но не глупо. За калейдоскопом забавных ситуаций, дурацкой путаницы и уморительных выкрутасов в пьесах Куни проступают человеческие отношения, истории любви, непростые судьбы, неприятное серое существование рядового служащего и тоскующей домохозяйки - иными словами, узнаваемые и понятные для простого человека вещи. Вот за что мы любим кинокомедии Гайдая или Рязанова? За отличную игру актеров, за свой веселый смех с налетом легкой грусти и за узнаваемость персонажей. 
В «Смешных деньгах» все исполнители хороши по-своему: со своими «придумками», которые принято называть «рисунком роли», и со своим выявленным характером, который по Станиславскому зовется «зерном роли». Но скуки и банальности в семейных разборках, в обменах партнерами и даже в сцене стриптиза подвыпившей дамы не видать. То, что устраивают на сцене, исполнитель главной роли Александр Новиков определяет так: «Герои оказываются в ситуациях, которые с огромной скоростью сменяют друг друга и влияют на сюжет». Или так: «Герои каждую секунду попадают в новое забавное положение». Или так: «Это бесконечная череда водевильных превращений, которые сыплются на героев и вызывают эмоциональную зрительскую реакцию».
Пересказывать сюжет бессмысленно - вам тогда будет уже не так интересно смотреть спектакль. Попробуем лишь обозначить сюжет «Смешных денег». Прежде всего, это лихо закрученная интрига. Обычный английский бухгалтер с маленькой зарплатой и унылой судьбой по дороге с работы домой обнаруживает в своем чемоданчике 750 тысяч фунтов - совершенно безумные для него деньги. Догадавшись, что чемоданчик - чужой (просто как две капли воды похожий на его собственный «дипломат»), а деньги в нем - ворованные, бухгалтер выпивает «для храбрости» в баре и решает смыться вместе с женой на край света. Дальше начинается путаница, и эту фантасмагорию кувырком летящих событий, некстати открывшихся дверей, завравшихся персонажей и искрометных реплик невозможно передать в нескольких скупых повествовательных предложениях. Скажем только, что все вокруг - друзья, полиция, воры, убийцы, таксисты - мешаются под ногами и срывают все планы. Чемоданчик с деньгами и чемоданчик бухгалтера с деловыми бумагами и недоеденным бутербродом внутри постоянно путают и меняют местами. 
Во время спектакля тоже постоянно боишься, что актеры тоже ненароком перепутают чемоданчики. Нужно по сюжету рассыпать деньги, а вывалится еда. И что тогда делать?.. Оказывается, так однажды и случилось - слава богу, хоть не на премьере, а на генеральном прогоне с «театральными бабушками» в зале. По вине одного актера за кулисами перепутали и вынесли не тот «дипломат». И в сцене, когда бухгалтер должен был высыпать на себя кучу предметов, символизирующих его несчастную жизнь, в открытом чемоданчике артист Новиков некстати обнаружил 750 тысяч «фунтов стерлингов». «Я, как идиот, захлопнул крышку, - рассказывает Новиков, - повернулся к залу спиной и принялся делать вид, что мне чемоданчик не открыть. А что мне еще оставалось?.. От растерянности я даже пропустил свою реплику, и возникла долгая пауза. В таких случаях любой артист абсолютно уверен, что кто-то другой забыл сказать текст. Проверено многовековым мировым сценическим опытом - никто и никогда на сцене не поверит, что это он виноват. Вот и я решил, что реплику пропустил один из моих партнеров, и стал на него гневно смотреть и делать страшные глаза: мол, что это еще за непростительный цирк в комедии положений?! Выкрутиться удалось только всем вместе: мне подыграли в том, что чемоданчик «не открывается», все стали его трясти и, наконец, унесли за кулисы». Чтобы такого не случилось на спектакле, ничего специально делать не пришлось: ни помечать чемоданчики, ни украдкой проверять. Просто актеры заметили, что чемоданчик с «деньгами» гораздо тяжелее, чем чемоданчик с бутербродом, и с тех пор легко определяют их «на вес», так что казус более невозможен.
Хочет ли Генри Перкинс просто новой, крутой, богатой и красивой жизни? В некоторых театрах играют тоску по разгульной жизни взамен унылых будней простого бухгалтера. Александр Новиков играет так, словно в этом бухгалтере живет немножко доброго волшебника (желающего всем бесплатно подарить кино и пятьсот эскимо), чуть-чуть хулигана-двоечника (счастливого тем, что математичка заболела, а школу можно поджечь) и много-много Карлсона, который готов устроить «тарарам и блины» и вообще славно повеселиться. В шкодливых глазах и обворожительной улыбке актера Новикова то и дело мелькает что-то такое, ради чего юные глупые девчонки бросают «правильных» женихов и уходят в босоногие дали, как принцессы с трубадурами. Новиков умеет быть смешным и при этом ужасно обаятельным и привлекательным. Миллионам телезрителей за это качество нравится его дурашливый персонаж Курочкин в знаменитом телесериале «Тайны следствия». А театралы запоминают сценические образы Новикова, ключевое слово для которых - именно обаяние. Алчный и изобретательный Перкинс-Новиков тоже всем по душе. Он корчит хитрые морды, он трогательно заботлив с любимой женой и откровенно прямодушен со старыми друзьями.
Любимую жену по имени Джейн Перкинс играет Ирина Савицкова - актриса, явно рожденная не для комедий, а для серьезных, медленных, спокойных, вдумчивых и лиричных ролей. И знаете что? На нее в этом спектакле нужно ходить специально, чтобы поучиться в банальных житейских или просто даже идиотских ситуациях, посреди кошмара, бедлама, бреда и фантасмагории оставаться милым, сдержанным человеком. Савицкова задает нужный, очень правильный, тон и служит надежной и чуткой опорой для партнеров. Она держится скромно, изящно даже, чуточку утрированно, позволяя посмеиваться над своей растерянной и подвыпившей героиней, - так, что над нею не хохочешь в голос, а по-человечески сочувствуешь ее растерянной и «разгулявшейся» героине. Бедная женщина: не пьет, не курит, старается быть хорошей домохозяйкой, тщательно готовилась ко дню рождения мужа, зажарила цыплят, пригласила гостей, противится всему необычному и неправильному, от смятения решает впервые в жизни напиться и превращается в забавную милягу-упрямицу. 
В замечательном переводе сатирика Михаила Мишина (который, кстати, и пьесу «Номер 13» для МХТ переводил) сохранено главное - убойная сила неповторимого чувства юмора автора. У Куни более двадцати пьес переведено более чем на сорок языков, но у нас идет всего несколько названий: кроме вышеназванных, часто ставят самую знаменитую пьесу Куни «Слишком женатый таксист», признанную классикой современной английской драматургии и вошедшую в почетный список ста лучших пьес Великобритании ХХ века. 
Среди самых ярких сцен «Смешных денег» - моменты, когда персонажи прячут деньги друг от друга или пересчитывают их, и все это происходит под одеялом. Казалось бы, здесь легче всего скатиться до банальной пошлости (только представьте яростную возню взрослых людей с возбужденными лицами под одеялом) - но нет, ура, ничего такого даже «театральные бабушки» не углядели. Просто смешно, как смешны фильмы Чаплина. 
В итоге получилась не глупость, не грубость и не бездумная шалость, а легкий и простой спектакль, в котором можно как следует побеситься актерам и расслабиться зрителям. Отлично «пришлась» премьера «Смешные деньги» к новогодним праздникам, но и в будни культпоход в театр на эту комедию станет подарком. Идите, господа, улыбайтесь и радуйтесь. Такие спектакли очень нужны нам. Они примиряют с действительностью.
Мария Кингисепп

  

Человек родился!

Поздравляем главного администратора Диану Черепанову с рождением сына!

Поздравляем!

Поздравляем Юрия Николаевича БУТУСОВА с вручением ему премии "ЗОЛОТАЯ МАСКА" в номинации "ДРАМА/РАБОТА РЕЖИССЕРА" за спектакль «Дядя Ваня»!

Поздравляем!

Поздравляем з.а.России Елену Комиссаренко с юбилеем!

Проект «Золотая Маска в городе»

8 апреля в 14:00 в Москвариуме на ВДНХ состоялся бесплатный показ спектакля «Птицы».

Изменения в репертуаре

Уважаемые зрители! Вместо спектакля «LIEBE. SCHILLER» на Малой сцене 18 июня пойдет спектакль «МЕДЕЯ», 19 июня пойдет спектакль «СВОБОДНАЯ ПАРА», 20 июня пойдет спектакль «ТЕЛО ГЕКТОРА». Приносим свои извинения!

Мы в социальных сетях:

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр