Top.Mail.Ru

Приглашение в замок

Ольга СТЕЛЬМАШЕВСКАЯ,- «Киевские ведомости», 2003, 13 марта

Бывший театр Алисы Фрейндлих и Игоря Владимирова покажет киевлянам два своих самых кассовых спектакля 18-21 марта на сцене Оперетты. Сегодня Театром имени Ленсовета руководит Владислав Пази, и с его приходом в коллективе забурлила новая творческая жизнь. 
Гастроли приурочены к 300-летию Санкт-Петербурга. Последний раз театр был в Киеве в 1991 году со спектаклем "Газовый свет" Патрика Гамильтона. Тогда театром еще руководил Владимиров, и он же блистал на сцене бывшего Октябрьского дворца в главной роли. В это же время его будущий преемник на посту художественного руководителя Владислав Пази поставил в Киеве свой блистательный спектакль - "Приглашение в замок" (по пьесе Жана Ануя) в Театре русской драмы им. Леси Украинки. Скоро появится возможность вернуться в те проникнутые фонтанирующей театральностью времена, благодаря гастролям. 
Когда Владислав Пази пришел в Театр имени Ленсовета, Игорь Владимиров был тяжело болен. Пази до последних дней Владимирова по собственной воле оставался в тени Мастера. А когда не стало Игоря Петровича, сделал такой вечер памяти Владимирова, что даже самые недобрые и черствые зрители потянулись за носовыми платками... 
Владислав Пази не побоялся приглашать в свой театр интересных режиссеров. У него ставили и Клим, и Тростянецкий, и едва получившие диплом выпускники Театральной академии - и у всех была своя аудитория. Но ни разу заслугу открытия нового имени или очередного творческого взлета известного художника Пази не приписал себе. Когда Театр на Крюковом канале, маленький коллективчик, образовавшийся из выпускников курса Вениамина Фильштинского, был съеден жестокими обстоятельствами, именно Пази пригласил четырех его ведущих актеров Константина Хабенского, Михаила Трухина, Михаила Пореченкова и Андрея Зиброва, а также молодого режиссера Юрия Бутусова в свой коллектив. И там они стали звездами. 
А еще Владислав Борисович, придя в Театр Ленсовета, поставил перед собой задачу: каждый артист его труппы должен в течение трех лет получить новую роль. Не просто постоять на третьем плане, а сыграть большую хорошую роль. Трех лет ему не хватило. Понадобилось пять. Но план осуществился. 
По-человечески Пази уникален. Он принадлежит к катастрофически вымирающей настоящей русской интеллигенции. Даже среди театральных деятелей никто не называет худрука Театра Ленсовета Владиславом. Его сверстники, как на подбор, Ромы, Лелики, Юры и Миши. Он - Владислав Борисович. Так зовут его коллеги, соратники и противники. Пази не допускает не то что панибратства, но даже мысли о нем. 
- В чем особенность вашего театра? 
- Этому театру - это было и при Владимирове, и еще раньше, при Акимове - в высокой степени была свойственна игровая стихия. Театр как игра, а не как некое подобие жизни или место, где создаются интеллектуальные шарады, которые интересно разгадывать критикам. Игровой стихией пронизаны все лучшие спектакли. И подбираются режиссеры, для которых это естественно. Такой театр интересен и мне, и Юрию Бутусову, и Геннадию Тростянецкому. Театр должен быть заразительным. Я не понимаю и не принимаю театр, который заражает своих адептов, а всех остальных оставляет с холодным носом. Есть спектакли, которые выматывают, изматывают, мучают. Это спектакли-вампиры. И они-то, как правило, имеют особенный успех у критиков, которые, видимо, склонны к некоторому мазохизму. Спектакль, вселяющий жизненную энергию, у части критиков вызывает резкое негодование и отторжение: "Это бульвар, поверхностно, безвкусно, кич!" Однако мы имеем неосторожность желать нравиться публике. Но, конечно же, нравиться не любой ценой. Мне кажется, мы эту грань соблюдаем. Один из критериев, по которому мы выбираем материал, - литература хорошего уровня. 
Именно по такой литературе поставлены два гастрольных спектакля Театра им. Ленсовета: пьеса Владимира Набокова "Король, Дама, Валет" (18 и 19 марта) и комедия Милана Кундеры "Жак и его господин" (20 и 21 марта). И если в первом спектакле уже в названии романа Набокова, действие которого разворачивается в Берлине 20-х годов (кабаре, танго, салонная эстетика последних немых фильмов, светская жизнь начала века), содержится тайна и роковая интрига, то структура второй постановки по комедии чешского классика ХХ века схожа с построением романа "Декамерон". Правда, перенесенного в эпоху Просвещения...
Ольга СТЕЛЬМАШЕВСКАЯ