Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

Приглашение к диалогу

04.05.2011, Виктория Аминова,- «PROсцениум», 2011, № 7-8, апрель

Она долго оставалась чудесной феей, знакомой нам по телевизионным сказкам, которые каждое воскресенье показывали по ленинградскому каналу в «Сказке за сказкой». Анна АЛЕКСАХИНА и была по-настоящему сказочная: тоненькая, воздушная, трепетная, с тёмными и грустными глазами, с голосом-колокольчиком, с какой-то обескураживающей детской непосредственностью и беззащитностью. На сцене же Алексахина всё время старалась преодолеть эту абсолютную фарфоровую гладкость и безупречный лиризм своих «розовых» героинь.

Поэтому нежная красавица Маргарита в «Самодурах» могла вдруг прекратить щебетать и басом прикрикнуть: «Вот вам «мааая воля»!». А утончённая Жаклин в «Подсвечнике» деловито извлекала из-под кровати башмак любовника и цинично прикладывала его к другому, сверяя, совпадают ли размеры, и этому ли гусару принадлежит обувь. В «Интимной жизни» Кауарда в роли Сибил, Алексахина создала настоящую пародию на своих героинь: эта девушка уж такая ласковая, такая нежная, трепетная и беззащитная, что становится похожа на идиотку. Её детский лепет вызывает отвращение у нормальных людей, и хочется поскорее убрать с глаз долой эту сладкую дурочку вместе с её плюшевым питомцем Лулу. В этом спектакле Алексахина весело хулиганит, давая себе «оторваться» и не сдерживает свою актёрскую фантазию в придумывании смешных подробностей: семенящей, утиной походки, нарочито громкого смеха и тоненького, хлопотливого щебетания. В «Интимной жизни» она смело и решительно заявила о себе, как об актрисе комедийной и острохарактерной.

Пожалуй, это самый распространенный сюжет для актрис репертуарных театров: долгое время Анна Алексахина оставалась феей, хорошей девушкой, которую так любили зрители. И все не было волшебника, который смог бы расколдовать эту вечную принцессу.

Встреча с Владиславом Пази в работе над пьесой Пинтера «Любовник» стала началом профессиональной зрелости актрисы. Абсурдистская пьеса требовала нового подхода и способа существования: Алексахиной в роли Сары удавалось то остраняться от своей героини, играть остро, гротескно и пародийно, то, в решающие моменты, становиться ею, тем самым «оживляя» Сару, придавая её образу женскую теплоту и пронзительность. В пьесе Пинтера Алексахина доказала, что у неё богатый инструментарий, но все же ей важнее не форма, не то, как «сделать» роль, а личностное высказывание. В Саре был драматичен разрыв между её внешней ролью скромной, воспитанной, правильной жены, и той сущностью, которая сидит внутри неё: страстной и опасной.

Но актрису больше интересовала не тема мучительного раздвоения современного человека, а тема распада семьи, то, как совершенно без всяких внешних причин уходят любовь и желание, связывавшие когда-то двух людей. В финале герои Мигицко и Алексахиной находили друг друга, живое, ещё сохранившееся чувство прорывалось сквозь все маски и игры. Но было ясно, что это не «хэппи энд», а скорее всего - маленькая передышка перед настоящим «эндом», концом любви.

Увы, другой возможности пойти по этому новому пути - зрелой, интеллектуальной, современной актрисы, - у Алексахиной не было, и она снова вернулась к уже знакомым характерам: проститутка Пупэй из «Двери в смежную комнату» пополнила галерею «хороших-плохих» девочек.

Но всё-таки мы смогли увидеть другую Алексахину. В спектакле Клима «Близится век золотой» по мотивам Моэма в роли Изабеллы она, пожалуй, в большей степени, чем её партнерши, смогла подхватить интонацию режиссёра и создать удивительный, туманный, импрессионистский образ. Изабелла, сыгранная Алексахиной, была неуловима. Она вдруг «проявлялась», как изображение на фотобумаге, опущенной в проявитель. Негромко, как для самой себя, проговаривала мысль: казалось, что начинала с полуслова и обрывала, недосказав. И снова «растворялась», даже оставаясь на сцене. Это прерывистое внешнее (и непрерывное внутренне, потому что все время было ощущение, что Изабелла глубоко задумалась над какой-то одной мучающей ее мыслью) существование задавало ритм всего действия. Как световые пятна, из которых складываются картины импрессионистов.

Переход на роли зрелых женщин (Мамаевой в пьесе Островского «На всякого мудреца довольно простоты» и Анны Андреевны в «Ревизоре») расширил палитру актрисы. Теперь, окончательно расставшись с образом трогательной феи, она удивила богатством характерных и комедийных красок. В роли соблазнительницы и светской дамы Клеопатры Львовны Алексахина удивляет даже внешне: всегда целомудренно-бесплотная, она вдруг кажется пышной, избыточной, вопиюще сексуальной. Конечно, это героиня не привычного Островского, а какая-то «демоническая женщина» Тэффи. Она задыхается от распирающего её сексуального желания - изломанная, манерная, карикатурная. Алексахина умеет создавать ядовитые и узнаваемые карикатуры, она острая и смешная.

В премьерном спектакле текущего сезона «Я боюсь любви» актриса, кажется, обрела наконец-то и свою тему. Стало ясно, что по-настоящему раскрыться она сможет не в костюмных комедиях и мелодрамах, а только в современном, остром материале.

Несколько лет назад мы уже увидели действительно необычную для нас Алексахину в фильме «Ниоткуда с любовью, или Веселые похороны» по роману Людмилы Улицкой. В роли Нины она умело соединила предельно узнаваемый образ (сколько мы их видели, этих «демонических женщин» конца прошлого столетия: гламурных анорексичек и алкоголичек, жен выдающихся мужей, оторванных от действительности!) и присущие самой Алексахиной лиризм и глубину. В глазах Нины столько кроткой грусти, она такая беспомощная и неуместная, как в своей шумной квартире, так и в этом мире, что становится понятным, почему этот выдающийся мужчина (в исполнении Александра Абдулова) отверг других выдающихся женщин, ради, казалось бы, самой никудышной их них. И Нина в фильме становится наиболее драматичной фигурой.

Народная артистка России Анна Алексахина умеет вести со зрителем умный и проникновенный диалог, подкупая искренностью, заражая своим волнением и заставляя задуматься. Ей есть, что сказать! И в каждом спектакле за её героинями стоит личность самой актрисы, придавая масштаб и глубину, зачастую даже не заложенные автором. Зрителей ждёт ещё не один серьезный и интересный разговор, к которому пригласит нас Анна Алексахина.

Виктория АМИНОВА

Дядя Ваня

31 марта и 1 апреля состоится премьера спектакля «ДЯДЯ ВАНЯ» по пьесе А.П.Чехова в постановке Юрия БУТУСОВА.

Спектакль в Новый год

31 декабря будет показан спектакль «Город.Женитьба.Гоголь.». Начало в 16:00.

Изменения в репертуаре Малой сцены

Уважаемые зрители! 4 апреля вместо спектакля «ЧАЙКА» пойдет спектакль «СВОБОДНАЯ ПАРА», 5 апреля вместо спектакля «СОТВОРИВШАЯ ЧУДО» пойдет спектакль «ЦИЛИНДР». 8 апреля в 13.00 вместо спектакля  "Флейта-позвоночник" пойдет спектакль "Свободная пара". Билеты действительны. Приносим свои извинения!

Последние спектакли

19 апреля спектакль «NIGHT AND DAY» будет сыгран в последний раз. 20 июня в последний раз будет показан спектакль «ЛЮБОВЬ ДО ГРОБА».

Режиссерская лаборатория

С 25 по 27 апреля 2017 года в театре будет проходить режиссерская лаборатория "Пространство драматурга" по пьесам Аси Волошиной.

Подробнее

Мы в социальных сетях:

Наши партнеры:

Туристическая компания Im Voyager" Телеканал Санкт-Петербург
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр